│ - С 1 января 2011 г. установлен закрытый перечень работ (услуг),│ │связанных с производством и реализацией экспортируемых и импортируемых│ │товаров, облагаемых налогом по нулевой ставке (пп. 2.1 - 2.8 п. 1 ст. 164│ │НК РФ). │ │ - С 1 января 2011 г. установлен комплект документов для подтверждения│ │нулевой ставки при перевозках товаров внутри Таможенного союза (ст. 165│ │НК РФ). │ │ - С 1 октября 2011 г. при реализации товаров (работ, услуг),│ │облагаемых НДС по нулевой ставке, валютная выручка пересчитывается в│ │рубли по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения│ │работ, оказания услуг) (п. 3 ст. 153 НК РФ). │ │ - С 1 октября 2011 г. расширен перечень работ (услуг), операции по│ │реализации которых подпадают под нулевую ставку (п. 1 ст. 164 НК РФ). │ │ - С 1 октября 2011 г. банковская выписка, подтверждающая поступление│ │выручки, исключена из состава документов, необходимых для подтверждения│ │обоснованности применения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов (ст. 165│ │НК РФ). │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Налогоплательщикам, осуществляющим операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке, необходимо учесть следующие изменения. С 1 января 2011 г. изменился порядок применения нулевой ставки по работам (услугам), связанным с производством и реализацией экспортируемых и импортируемых товаров. Соответствующие изменения внесены в гл. 21 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2010 N 309-ФЗ. До 1 января 2011 г. перечень таких работ (услуг) содержался в пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. Этот перечень был открытым <1>, что порождало массу проблем на практике. -------------------------------- <1> Использовалась формулировка "работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров... и иные подобные работы (услуги)".
После 1 января 2011 г. вместо пп. 2 в п. 1 ст. 164 введены восемь новых подпунктов - пп. 2.1 - 2.8, в которых содержится закрытый перечень работ (услуг), так или иначе связанных с производством и (или) реализацией экспортируемых и импортируемых товаров. Соответствующие изменения внесены и в ст. 165 НК РФ, которая дополнена новыми нормами, определяющими порядок документального подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС в отношении работ (услуг), перечисленных в пп. 2.1 - 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Примечание. Основное изменение заключается в том, что перечень работ (услуг), подпадающих под нулевую ставку, стал строго закрытым. Если какие-то работы (услуги) в нем явно не перечислены, то они облагаются НДС по ставке 18%, даже если они непосредственно связаны с реализацией экспортируемых товаров.
Подробные разъяснения по вопросу применения нулевой ставки в отношении работ (услуг), перечисленных в пп. 2.1 - 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ, приведены в Письме Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72, которое доведено до сведения налоговых органов Письмом ФНС России от 12.08.2011 N АС-4-3/13133@.
* * *
Еще одна проблема, которая решена на нормативном уровне благодаря поправкам, внесенным в гл. 21 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2010 N 309-ФЗ, - с 1 января 2011 г. в ст. 165 НК РФ появились нормы, устанавливающие порядок документального подтверждения нулевой ставки НДС при выполнении (работ, услуг), связанных с экспортом товаров в страны - участницы Таможенного союза. До 1 января 2011 г. в отсутствие таких норм в ст. 165 НК РФ налогоплательщики, выполнявшие такие работы (услуги), фактически не имели возможности применять нулевую ставку. По крайней мере, Минфин России настаивал на том, что поскольку в ст. 165 НК РФ не установлен перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС по услугам, связанным с перевозкой товаров, экспортируемых в страны - члены Таможенного союза (импортируемых из стран - членов Таможенного союза), по которым таможенное оформление не производится, такие услуги подлежат обложению НДС по ставке 18% (см., например, Письмо Минфина России от 10.11.2010 N 03-07-08/308).
* * *
С 1 октября 2011 г. изменился порядок пересчета валютной выручки в рубли. По правилам, действовавшим до 1 октября 2011 г., при определении налоговой базы по операциям, облагаемым НДС по нулевой ставке, валютную выручку следовало пересчитывать в рубли по курсу на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) <1>. -------------------------------- <1> Этими правилами следовало руководствоваться только в том случае, если право на применение нулевой ставки НДС подтверждено. Если же налогоплательщик не подтвердил право на применение нулевой ставки, то пересчет валютной выручки в российские рубли следовало производить по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки товаров (работ, услуг), а не на дату их оплаты (Письма Минфина России от 16.03.2006 N 03-04-15/61, ФНС России от 30.03.2006 N ММ-6-03/342@).
Новая редакция п. 3 ст. 153 НК РФ, действующая с 1 октября 2011 г., предписывает налогоплательщикам пересчитывать валютную выручку в рубли по курсу на дату отгрузки. Это правило применяется независимо от того, подтверждено право на применение нулевой ставки НДС или нет.
Примечание. Новое правило определения налоговой базы в рублях (путем пересчета валютной выручки в рубли по курсу на дату отгрузки) применяется в том случае, если отгрузка товаров (работ, услуг) была произведена после 1 октября 2011 г.
Обратите внимание! Неправильное определение налоговой базы в рублях по операциям, облагаемым НДС по нулевой ставке, не может служить основанием для отказа в правомерности применения нулевой ставки и налоговых вычетов. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 01.03.2011 N 13995/10 (Письмом ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@ доведено до сведения налоговых органов для использования в текущей работе). В обоснование этого вывода суд привел следующие аргументы. Ошибки, допущенные при определении налоговой базы, не влияют на результат исчисления НДС, облагаемого по ставке 0%, так как сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 154, п. 1 ст. 166 НК РФ). Произведение налоговой базы на налоговую ставку, равную 0%, не влечет доначисления налога на добавленную стоимость. Возмещение налога на добавленную стоимость является лишь следствием установленного ст. ст. 171, 172 и 176 порядка применения налоговых вычетов. Следовательно, при отсутствии каких-либо претензий со стороны налоговых органов в отношении документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, оснований для отказа в возмещении НДС не имеется.
В то же время отражение в налоговой декларации по НДС неправильной налоговой базы может послужить основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 120 НК РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб. либо 30 000 руб. <1>. -------------------------------- <1> Статья 120 НК РФ предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается, в частности, систематическое (два раза и более в течение года) неправильное отражение в отчетности хозяйственных операций налогоплательщика.
* * *
С 1 октября 2011 г. расширен перечень работ (услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке. Соответствующие дополнения и изменения внесены Законом N 245-ФЗ в пп. 2.1, 2.3 и 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ. Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ по нулевой ставке облагаются транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. При этом в указанном подпункте дается закрытый перечень работ (услуг), относимых к транспортно-экспедиционным в целях применения нулевой ставки НДС. С 1 октября 2011 г. к ним дополнительно отнесены услуги по хранению грузов на открытых площадках экспедитора. Кроме того, положения пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространены также и на услуги, оказываемые при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию Российской Федерации (от портов или пограничных станций, расположенных на территории Российской Федерации) до станции назначения товаров, расположенной на территории Российской Федерации. В соответствии с пп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка применяется в отношении услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории Российской Федерации (ввозимого на территорию Российской Федерации). С 1 октября применение этой нормы распространено и на услуги по организации транспортировки природного газа, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита. В соответствии с пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка применяется в отношении услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, владеющими железнодорожным подвижным составом и (или) контейнерами на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)), для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. С 1 октября 2011 г. под эту норму подпадают также и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые указанными выше лицами. Согласно разъяснениям ФНС (Письмо ФНС России от 07.09.2011 N ЕД-4-3/14566@) указанные выше изменения, внесенные в пп. 2.1, 2.3 и 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ, применяются в отношении работ (услуг), выполненных (оказанных) начиная с 1 октября 2011 г. При этом в целях применения гл. 21 НК РФ определение понятия "организация транспортировки природного газа", данное в абз. 2 пп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ (в ред. Закона N 245-ФЗ), применяется начиная с 1 января 2011 г.
* * *
С 1 октября 2011 г. п. 1 ст. 164 НК РФ дополнен новыми пп. 3.1, 9.1 и 11. Согласно новому пп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ с 1 октября 2011 г. (в отношении работ, услуг, выполненных (оказанных) начиная с 1 октября 2011 г.) по нулевой ставке облагаются оказываемые организациями или индивидуальными предпринимателями: - услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, или с территории государства - члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Таможенного союза; - транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основе договора транспортной экспедиции при организации услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, или с территории государства - члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Таможенного союза. Положения нового подпункта не распространяются на услуги, оказываемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте. Для подтверждения правомерности применения нулевой ставки в отношении услуг, перечисленных в пп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, в налоговую инспекцию подаются документы, указанные в новом п. 4.1 ст. 165 НК РФ. Согласно этому пункту в налоговые органы представляются следующие документы: - контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг; - копии перевозочных документов, оформленных при перевозках товаров с участием железнодорожного транспорта, с указанием наименований или кодов станций отправления товаров, наименований или кодов входных и выходных российских пограничных и (или) припортовых железнодорожных станций, наименований или кодов станций назначения товаров. В соответствии с новым пп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка применяется в отношении выполняемых (оказываемых) российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте: - работ (услуг) по перевозке или транспортировке товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза, и работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой указанных товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров; - работ (услуг) по перевозке или транспортировке товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, или с территории государства - члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Таможенного союза, и работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой указанных товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров. Для подтверждения правомерности применения нулевой ставки в отношении услуг, перечисленных в пп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, в налоговую инспекцию подаются документы, указанные в п. 5.1 ст. 165 НК РФ. Согласно этому пункту налогоплательщик представляет реестр перевозочных документов, оформленных при перевозках товаров железнодорожным транспортом, с указанием в нем даты реализации работ (услуг), стоимости работ (услуг), наименований или кодов государств отправления товаров, наименований или кодов входных и выходных российских пограничных и (или) припортовых железнодорожных станций, наименований или кодов государств назначения товаров. В случае выборочного истребования налоговым органом отдельных перевозочных документов, включенных в реестр, копии указанных документов представляются в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Новый пп. 11 п. 1 ст. 164 НК РФ предусматривает применение нулевой ставки при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации. Заметим, что введение в п. 1 ст. 164 НК РФ пп. 11 является чисто технической поправкой, т.к. указанные в нем операции и до 1 октября 2011 г. облагались по нулевой ставке в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 22.07.2006 N 455. Перечень международных организаций, в отношении которых применяется данная норма, утвержден совместным Приказом МИД России N 4938 и Минфина России N 33н от 09.04.2007.
* * *
С 1 октября 2011 г. изменился порядок документального подтверждения правомерности применения нулевой ставки. Основное изменение, которое затрагивает интересы практически всех налогоплательщиков, применяющих нулевую ставку, - исключение из состава документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки, выписки банка и иных документов, подтверждающих факт оплаты реализованных товаров (работ, услуг). Соответственно, по операциям, совершенным после 1 октября 2011 г., поступление валютной выручки уже не является необходимым условием для подтверждения правомерности применения нулевой ставки.
Примечание. Новый порядок документального подтверждения правомерности применения нулевой ставки, введенный Законом N 245-ФЗ, применяется в отношении товаров отгруженных (переданных), работ (услуг), выполненных (оказанных) начиная с 1 октября 2011 г.
Соответствующее разъяснение дано в п. 3 Письма ФНС России от 07.09.2011 N ЕД-4-3/14566@.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Нулевая ставка» з дисципліни «Річний звіт 2011»