Требование о ликвидации юридического лица на основании решения суда о признании недействительной государственной регистрации юридического лица из-за нарушений, допущенных при его создании, которые невозможно устранить, а также в иных случаях, установленных законом, может быть предъявлено в суд органом, который осуществляет государственную регистрацию юридического лица, участником юридического лица, а для акционерных обществ – также ГКЦБФР (п. 2 ч. 1 ст. 110 ГКУ).
Аналогичная процедура предусмотрена в случае нарушения ч. 1 ст. 141 ГКУ и ч. 2 ст. 50 Закона о хозобществах, когда количество участников общества с ограниченной ответственностью превысило 10 лиц, и в течение года ООО не преобразовалось в акционерное общество (письмо Госкомпредпринимательства от 07.05.2009 г. № 5222).
Таким образом, только три субъекта могут заявить требования о ликвидации юридического лица на основании решения суда. Это сами участники, госрегистратор, а для акционерных обществ – также ГКЦБФР (ч. 2 ст. 110 ГКУ).
Нередки случаи, когда с заявлением об отмене государственной регистрации юридического лица в суд обращаются налоговые органы. В вышеприведенной норме ГКУ они не упоминаются как субъекты, которые имеют право подавать такие иски, однако делать это позволяет формулировка «а также в других случаях, установленных законом».
В частности, исходя из п. 17 ч. 1 ст. 11 Закона «О государственной налоговой службе в Украине» иски об отмене государственной регистрации в случаях непредоставления необходимых документов вправе подавать органы налоговой службы (на это указывает также ВАСУ в разъяснении № 02-5/334). Строго говоря, налоговые органы не могут подавать иски о ликвидации, потому что в упомянутой норме речь идет об отмене государственной регистрации, инициатором которой в отдельных случаях эти органы могут выступать. Но, по большому счету, результат как ликвидации, так и отмены госрегистрации одинаков – прекращение деятельности предприятия. Единственное отличие заключается в том, что при ликвидации у предприятия есть еще как минимум два месяца для того, чтобы исполнить обязательства по договорам.
По мнению Высшего хозяйственного суда, инициатором обращения в суд также может быть прокурор. Такие полномочия ему предоставлены п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона о прокуратуре (п. 9 письма от 07.04.2008 г. № 01-8/211).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Принудительная ликвидация предприятия» з дисципліни «Енциклопедія бухгалтера: бухгалтерія на підприємстві»