Информация об учетной политике как неотъемлемая составляющая пояснений бухгалтерской отчетности является одним из объектов контроля. Значение проверки учетной политики состоит в том, что учетная политика организации является локальным правовым актом, регулирующим четкую систему непрерывного сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества, обязательств организации, и представляет собой совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией. Целью проверки учетной политики является установление соответствия учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения требованиям действующего законодательства и специфике деятельности организации. Задачами проверки учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета является установление: — соответствия требованиям законодательства порядка утверждения учетной политики; — полноты и соответствия требованиям законодательства положений учетной политики; — полноты и соответствия положений учетной политики специфике деятельности организации. Основные вопросы, подлежащие выяснению в ходе аудита учетной политики: — наличие у организации учетной политики для целей бухгалтерского учета; — своевременность утверждения учетной политики; — обоснованность внесения изменений в учетную политику; — адаптированность учетной политики при изменении законодательства. Источниками информации при проведении правовой экспертизы учетной политики организации являются: — учредительные документы проверяемой организации, содержащие сведения о ней (осуществляемые виды экономической деятельности, руководитель организации и т. д.); — приказ об утверждении учетной политики организации; — приложения к учетной политике организации: график документооборота, рабочий план счетов, образцы форм первичных документов, самостоятельно разработанных организацией, список должностей и лиц, имеющих право подписи первичных документов, список должностей и лиц, имеющих право получать денежные средства в подотчет, и другие приложения к учетной политике организации; — другие источники в зависимости от специфики проверяемой организации. Проверяя соответствие содержания приказа по учетной политике организации требованиям законодательства Республики Беларусь, аудитор (ревизор) должен обратить внимание на то, что она должна содержать, как правило, три раздела: — методический аспект учета; — организационно-технический аспект учета; — налоговый аспект учета. В методическом разделе учетной политики должны найти свое отражение избранные организацией способы (методы) ведения бухгалтерского учета по конкретному направлению, которые она избирает из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (например, критерии разделения имущества на основные средства и отдельные предметы в составе оборотных средств, способы начисления амортизации по основным средствам, нематериальным активам и способы погашения стоимости отдельных предметов в составе оборотных средств и др.). В организационно-техническом разделе учетной политики должны найти свое отражение положения, касающиеся вопросов организации и техники ведения бухгалтерского учета, например: — применяемая форма бухгалтерского учета; — рабочий план счетов; — правила документооборота и технологии обработки учетной информации; — степень самостоятельности и подчиненности бухгалтерии; — применяемые организацией формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, отличных от типовых и другие. Учетная политика для целей налогового учета должна содержать: — перечень регистров налогового учета, в которых на основе данных бухгалтерского учета должна быть отражена и сгруппирована сводная информация об элементах налогового учета выполнены расчётные корректировки к этим элементам и отражена информация о показателях, применяемых для определения размера налоговой базы; — перечень лиц, ответственных за ведение регистров налогового учета. Несоответствие положений приказа (распоряжения) об учетной политике действующим нормативным актам можно выявить при тестировании. Одной из причин таких несоответствий является несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах. Проверяя изменения в учетной политике, следует помнить, что они могут иметь место в случаях: — существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности); — изменения законодательства или системы нормативного регулирования бухгалтерского учета; — разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Изменения в учетной политике должны быть обоснованы, а последствия изменений, связанные с изменением законодательства Республики Беларусь, оценены в стоимостном выражении.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Правовая экспертиза учетной политики» з дисципліни «Ревізія і аудит»