Транскоммуникативная потенциализация жизненных событий в контексте ноодинамики
Целостность, непрерывность и многоплановость развития человека в системе его базовых отношений определяются наличием в нем глубинного врожденного источника активности. Он осмысливался многими психологами по-разному в различные исторические эпохи: инстинкт, вдохновение, дар, задатки, способности, талант, призвание, предназначение, одержимость идеей, интенциональность, самореализация, само-трансценденция и т.п. Во всех указанных акцентах речь идет о жизненном потенциале человека. Чувство потенциала делает человека несамо-тождественным и через это постоянно самопроектирующимся. Минимально это чувство потенциала проявляется в человеке как переживание в буквальном смысле, т.е. что-то большее, чем жизнь. Можно сказать, жизнь человека изначально окутана переживаниями, проявляющими ее потенциал. Человек не просто чувствует, но именно переживает свой потенциал как возможность. Переживание потенциала интимно связано с рождением самосознания. Чувство самости ребенка непосредственно переживается как «я сам, я могу». С этим современные психологи связывают глубинную потребность в компетентности (Дергачева, 2002). Она является основой внутренней мотивации (по сравнению с внешней) и ее автономии (самодетерминированности), поскольку чувство «я сам, я могу» уже само по себе доставляет удовольствие и удовлетворение. Важно подчеркнуть, что чувство потенциала рождается в переживании перехода, трансформации от «не могу» к «могу». Переживание этой трансформации есть основа чувства достижения. А опыт переживания таких трансформаций постоянно аккумулируется в переживании и осознании потенциала достижений, являющегося ядром творческого потенциала. Переходы, «вылеты» из обычных коммуникативных процессов в транскоммуникативные связаны с открытием или освоением нового потенциала жизни. Однако такие события мы могли наблюдать «экспериментально» лишь в кульминационные моменты недирективных групп интерперсонального (групп Встреч) и экзистенциального опыта. Это же можно наблюдать в отношениях, когда взрываются нормативные ожидания (измена, грабеж, соблазн, смерть и т.п.) и человек оказывается на пороге неопределенности. Сложность традиционного анализа таких событий в том, что сам наблюдатель-интерпретатор должен оказаться внутри этого процесса. Иначе и видение и интерпретация будут неизменно искаженными. Здесь обнаруживается необходимость постметодологической парадигмы гуманитарного исследования1. Если войти в классический цикл коммуникативного такта (Ломов, 1984), то обнаружим взаимную a) аттракцию, b) эмпатию, c) синтонность, d) аффилиацию. Нужно найти тот уровень «выхода из себя», тот уровень децентрации, когда процесс становится транскоммуникативным. И тогда эти же фазы цикла будут выглядеть иначе: стресс-мобилизация открытости; реориентация и расширение взаимного принятия; c) метаморфоза - трансформация синтонности - синхронистично- сти отношения; d) осуществление потенциала новой формы жизни. Ранее этот потенциал мы называли потенциалом стресс-трансформации, исследования которого подтвердили его существенные связи с характеристиками личностного роста, в том числе и в рамках тренинго-вых программ (Лебединская, 2008; Пяткова, 2007). В данной модели транскоммуникативной потенциализации мы имеем следующее приближение к пониманию коммуникативной реализации ноодинамики, актуализации собственного ноэтического потенциала неочевидной повседневности. Даже наблюдая за игрой, например теннисистов (волейболистов и пр.) высокого класса, нетрудно понять, что борьба и «победа» совершаются не в момент судейского решения, а в момент контакта ожиданий, намерений и предвосхищений как ноодинамических процессов в транскоммуникациях игроков. Речь идет о моментальных по-тенциализациях удачи, победы, любви. 1 Кстати, напомним, что само понятие «парадигма», которым озаботились ученые в связи с работами Р. Куна, восходит к Платону, под которым он понимал «организующий эйдос». Но потенциализация отношения может оказаться главной целью или ценностью всей жизни. Не случайно в большинстве волшебных сказок, хранителей архетипов, можно увидеть бесконечные вариации описанного выше сюжета - цикла потенциализации (стресс-мобилизация - рео-риентация - метаморфоза - новая форма - потенция). Симптоматично, что последняя фаза таких сказок часто удостаивается одной фразы (после всех-то приключений): «...с тех пор они жили долго и счастливо и умерли в один день» (Хиллман, 1996). Не менее поучительны психологические персонажи таких легенд, мифов, сказок, «застрявшие», «забуксовавшие» в одной из этих фаз. Застревание на каждой из четырех фаз само по себе настолько символично, что кристаллизовалось в ярких сказочных персонажах. Стресс-персонажи - «застрявшие в стрессе, фиксирующем защитные границы», т.е. в зерне, яйце, стереотипе, шаблоне и т.п., в общем «сухофрукты». В сказках это Гадкий утенок - жертва чужих ожиданий; Лиса в «Лиса и виноград» - жертва самомнения или самооценки; Свинья в «Свинья под дубом» - жертва наивного интеллекта; Кощей - парадоксальное ожидание смерти; и даже Снегурочка - фатальная жертва неудачного творения. Сюда относятся все типы «оранжерейных индивидуумов», жертвы Комитета школьных и солдатских матерей. Транс-персонажи - «заигравшиеся в переходе». В сказках это Лиса и Колобок, Лиса и Петух, Лиса и Ворона, Лиса и Заяц, Лиса и Волк, Волк и Ягненок, Медведь и теремок и даже Сизиф, обреченный катить камень в гору (или современный горнолыжник). Метаморфные персонажи - «скрывающие до поры немыслимый потенциал новой формы». В сказках это Илья Муромец, Царевна-лягушка, Спящая красавица, Золушка, Чудовище. Персонажи свободной потенции - «обладающие неограниченными возможностями». Это добрые и злые феи, джинны, волшебники и их помощники, боги и даже парадоксальный Иван-дурак.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Транскоммуникативная потенциализация жизненных событий в контексте ноодинамики» з дисципліни «Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини»