НОЭТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТРАНСКОММУНИКАТИВНОЙ ПОТЕНЦИАЛИЗАЦИИ БАЗОВЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОІНЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Источник проблемы релевантного проживания и представления психологического опыта наиболее рельефно обнаруживается в метаистори-ческом контексте. Неразрешенность проблемы двуединства психологического знания, с одной стороны, уходит вглубь веков и поэтому, возможно, имеет доисторические корни, а с другой стороны, анализ современных ее разработок, включая причудливые вариации постмодерна, трансперсональной и холистической психологии, позволяет предположить, что она сохранится и на рубеже «конца истории» (Вульф, Ректор, 1994; Уилбер, 2004). И это несмотря на то, что суть проблемы исходно выглядит довольно простой. Чисто интроспективный (субъективный) анализ душевной жизни до сих пор представляется неубедительным в рамках современных научных парадигм, хотя и претендует на максимальную релевантность, «близость к объекту». В то же время вся история изощренных попыток объективации душевного мира человека остается неудовлетворительной (слаборелевантной) с точки зрения даже самих психологов, не говоря уже о заинтересованных исследователях смежных областей (от биологии до теологии). Даже убедительно показанная в свое время С.Л. Рубинштейном принципиальная субъектность, латентность, сокровенность и недоступность душевной жизни внешнему наблюдению и анализу не привела к прекращению настойчивого поиска экспликаций психологических интенций, диспозиций и качеств, особенно на уровне вербальных проявлений (Рубинштейн, 2006; Шерток, 1982). Это так естественно, если учесть, что человек сам этого очень хочет независимо от намерений исследователя. К сожалению, мне не встретилось ни одного фундаментального исследования очень давно сформулированной максимы Ф.И. Тютчева: «Мысль, изреченная есть ложь». Тем более трудно представить, чтобы сами психологи попробовали найти способы реанимирования тысяч «вербальных трупиков» в сотнях опросников, с которыми по-прежнему
Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект 09-06-00395а). производят многозначительные операции сложения, умножения и деления, получая так называемые количественные показатели. Экспериментируя с динамикой, ритмикой, эротикой. текста, художники издревле работают со значительно более живыми отображениями душевной жизни, что в свое время с грустью отметил Г. Олпорт (1999, 2002). Конечно, проективные методики и трансперсональные практики, кажется, существенно приближают нас к «выражению» собственно душевных движений. Однако они тут же попадают в известные наукообразные парадигмы, ни одна из которых не решает вышеозначенную базовую онтологическую проблему и ограничивается «условным решением» в меру своей специфики - от физиологической до трансперсональной. Наиболее честную интерпретацию субъективного опыта мы обнаруживаем именно в последней (по сути, самой масштабной), где главной чертой истинно духовного опыта является невыразимость (в духе многих восточных традиций).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НОЭТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТРАНСКОММУНИКАТИВНОЙ ПОТЕНЦИАЛИЗАЦИИ БАЗОВЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОІНЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ» з дисципліни «Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини»