Коммуникативная компетентность как ведущая компетенция современного профессионала
Если еще несколько лет назад умение человека осуществлять эффективную коммуникацию осознавалось, причем не только в общественном, но и в профессиональном сознании как умение, которое является существенным лишь в некоторых видах профессий, а именно относящихся к профессиям типа «человек-человек» - педагогам, психологам, менеджерам и т.п., то сейчас ситуация кардинально изменилась. В настоящее время коммуникативная компетентность формулируется как одно из основных требований, выдвигаемых к высококвалифицированному специалисту в любой профессиональной сфере. По данным социологов, проводивших опрос работодателей в разных регионах страны (Макарова, 2006; Рыкун, 2005) относительно того, какие требования те предъявляют к современному выпускнику, оказалось, что один из основных дефицитов «рекрута» лежит в области коммуникации. Так, «претензии работодателей были связаны с низкими коммуникативными навыками, в том числе общения с работодателем и клиентурой, с отсутствием способности искать и находить информацию, низкой способностью к самопрезентации и презентации продукта. Содержание претензии состояло в том, что выпускники не готовы работать в реальном информационном (коммуникативном) пространстве, предполагающем инициативу и изобретательность в поиске источников, умение структурировать информацию, устанавливать рабочие контакты с живыми людьми и в итоге выдавать законченный продукт, который бы соответствовал задаче, поставленной заказчиком» (Рыкун, 2005). В этом же ряду лежат такие дефициты, как отсутствие умения и готовности работать в команде, низкие управленческие навыки, в том числе навыки самоорганизации, отсутствие понимания структуры и направления деятельности организации, каналов и форм внутриорганизационного взаимодействия (Иванов, 2003; Рыкун, 2005). С другой стороны, и сами студенты, и выпускники в качестве важнейших дефицитов собственного образования называют коммуникативные дефициты. Так, например, исследование, проведенное нами в Томском государственном университете, показало, что среди выделяемых студентами «профессионально значимых для современного менеджера умений, навыков, личностных качеств» первое место по объему (38 занимает блок коммуникативных компетенций. Причем важным моментом является то, что студенты не только выделяют это умение как обобщенное («коммуникабельность, умение профессионально выстраивать систему взаимоотношений с людьми»), но и дифференцируют его на составляющие коммуникативные умения и качества («тактичность, дипломатичность», «умение четко и ясно выражать свои мысли», «умение прислушиваться к мнению других»); определяют значимые профессиональные коммуникативные ситуации («работа в команде», «конфликтные ситуации», «ведение переговоров»), когда эти умения являются особенно необходимыми; вычленяют некоторые коммуникативные позиции и статусы (позиции «лидерства», «подчинения»), в которых востребованы разные коммуникативные умения; осознают необходимость специальных знаний для эффективного общения («знание психологии и умение применять эти знания в практике общения с людьми»). Таким образом, приведенные выше результаты исследований позволяют сделать вывод о том, что коммуникативная компетентность становится одной из главных компетенций, необходимых высококвалифицированному специалисту практически в любой профессиональной сфере. В свою очередь высокая квалификация сегодня с необходимостью означает, в том числе, и умение осуществлять инновационную деятельность. Это подводит нас к следующему вопросу: любая ли коммуникация релевантна инновационной деятельности? Ответ очевиден - нет, не любая, но лишь обладающая определенной спецификой.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Коммуникативная компетентность как ведущая компетенция современного профессионала» з дисципліни «Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини»