Коммуникация как феномен связывается с индивидуально-психологическими свойствами личности многими известными классиками и современниками отечественной и зарубежной психологии. Исследования общения позволили выделить в научном категориальном аппарате такие понятия, как «индивидуальный стиль общения», «коммуникативные модусы человека», «коммуникативное ядро личности», «коммуникативный потенциал человека», «коммуникативная компетентность», «коммуникативные личностные ресурсы» (Бейтсон, 1959; Бодалев, 1994 и др.). Все эти понятия характеризуют психологический феномен коммуникации в узком смысле, не раскрывая содержательного аспекта, всей многогранности и многоуровневости коммуникативного мира личности. Наиболее адекватным научным конструктом, по нашему мнению, является феноменология коммуникативного мира личности. Данное понятие было введено в методологический аппарат психологической науки в 1978 г. В.И. Кабриным. «Коммуникативный мир личности является такой сферой социальной активности, которая формируется как система добровольных и взаимных отношений личности с другими людьми на базе ведущих форм совместной деятельности, в рамках которой личность стремится достичь оптимума нравственно-творческой самореализации» (Кабрин, 1980). Коммуникативный мир личности обусловливается избирательностью, особенностью отношений между партнерами, преемственностью в отношениях, а также взаимностью. Избирательность детерминируется свободным выбором тем общения, связанных с интересами и проблемами, наполняющими жизнь человека, а также характеризуется добровольным выбором партнеров по общению в своем коммуникативном пространстве. Взаимодействие партнеров выстраивается в процессе определения сути контакта, когда контекст сообщения становится важнее самого сообщения. Преемственность проявляется в соотношении образа себя с образом партнера, которые формируются в результате анализа и синтеза предыдущих встреч. Взаимность рассматривается как эквивалент, дополняющий сформировавшиеся отношения. Организация коммуникативного мира образуется синхронизацией встречных устойчивых коммуникативных ориентаций партнеров общения, на базе общей предметной ситуации. Дифференциация коммуникативных отношений по факторам коммуникативной ситуации обусловливается: - отношением к предмету общения, образует тему контакта; отношением к системе коммуникативных средств общения, оформляется в виде позиции; отношением к способу трансформации взаимосвязей между предметом и его отображением в коммуникативных средствах, соотносящейся с решением коммуникативных проблем, выражается продуктивной вовлеченностью в общение; характером отношений субъекта общения к партнеру, рассматривается с точки зрения близости (диапазона приемлемости). Коммуникативный мир также образуется и координационными факторами, связывающими коммуникативные отношения в динамическую систему, соответствующую фазам интеракций. Наиболее существенными составляющими этого процесса являются коммуникабельность (понятность), коммуникативность (понятливость), сопричастность (солидарность) и самоопределение. В.И. Кабриным (1978) показано, что данные аспекты существенно влияют на формирование персонификаций, выполняющих регулятивные функции в общении и определяющих характер инструментальной самореализации личности. Путем выделения из интерактных свойств устойчивых транзакт-ных тенденций определяется характер совместимости между субъектом коммуникативного мира и партнерами по общению, который включает в себя: - стремление к самоутверждению в общении - коммуникативная предрасположенность; стремление к перспективному согласованию коммуникативных ориентаций - коммуникативная согласованность; стремление дополнять, продолжать начатое партнером - коммуникативная дополнительность; стремление быть всегда на уровне партнера и отвечать взаимностью - коммуникативная эквивалентность. Устойчивость, надситуативность этих характеристик делают их соразмерными основным свойствам личности (общей эмоциональной направленности, отношению к другим и к себе, продуктивности, оригинальности и т.д.), интегрирующим воедино ее мотивационный, когнитивный, инструментальный, эмоциональный аспекты активности (Кабрин, 1980). В связи с этим В.И. Кабриным были выделены четыре уровня коммуникативного мира личности: 1. Интракоммуникативный уровень. На этом уровне реализуется со- ответствие жизненных тем, интересов и элементарных ориентаций пар- тнеров по отношению друг к другу. Коммуникативное взаимодействие на этом уровне характеризуется выделением субъекта из общего числа других людей, определение к нему соответственного отношения, синхро- низации предметной направленности в общем взаимодействии и непо- средственном общении. Экстракоммуникативный уровень. Характеризуется внешними условиями и критериями, характеризующими коммуникативный мир личности. На этом уровне происходит избирательное и детализированное отражение основных факторов, наполняющих коммуникативную ситуацию, которая включает в себя партнеров по общению, предмет взаимодействия, а также коммуникативные средства и связи. Интеркоммуникативный уровень. На данном уровне происходит интеграция основных коммуникативных параметров коммуникативного отношения и специфики взаимоотношений. Транскоммуникативный уровень. Данный уровень характеризуется интеграцией отношений и уровней взаимодействия в коммуникативном мире личности, которое проявляется как единое целое, холоди-намичное пространство специфических коммуникативных ориентаций. Специфичные нравственные и культурные ценности приобретают в связи с этим адекватный коммуникативный смысл. Реальное человеческое общение есть не что иное, как проявление транскоммуникации, которое, как правило, переживается, но редко осознается. Таким образом, В.И. Кабриным (2002) предложено новое определение личности как «встречи человека с миром», «личность рассматривается как субъект и внешнего (межличностного) и внутреннего (духовного) пространства К-мира, в котором она поддерживает и развивает коммуникативные и ментальные структуры своего Я» (С. 37). В связи с этим можно сделать вывод о том, что коммуникация не ограничивается процессом общения как интеракционным или перцептивным способом взаимодействия человека с окружающей средой. Коммуникация, по мнению В.И. Кабрина, является универсальной информационно-энергетической составляющей смыслотворческого процесса организации жизни человека, которая обладает признаками саморазвития и самоорганизации. В процессе жизни человека постоянно происходит выбор между противоречивыми по своей сути составляющими коммуникативных процессов и транскоммуникативных состояний «избирательность» и «взаимность». Смыслообразование и смыслотворчество выводят человека на новый транскоммуникативный уровень взаимодействия со средой. Феномен транскоммуникации позволяет представить процесс общения как некий контакт инаковых разнопорядковых субъектов в интра- и интерперсональном плане. Транскоммуникативный процесс характеризуется такими душевными состояниями, которые в процессе синхронизации разных уровней человеческой жизни (от геномного до духовного) выводит человека за пределы обычной коммуникации на новый уровень - транскоммуникации. В связи с этим В.И. Кабрин (2005) отмечает, что «.у человека может быть прослежено такое состояние, когда клетки синтонны органу, орган функционирует синтонно общему состоянию организма, а организм синтонен жизненной позиции. При этом разнопорядковые «миры» человека не механически, а символически репрезентируют друг друга, т.е. развертывающаяся сложная иерархия жизни не механистична, а транскоммуникабельна» (С. 116). Смысл Своего бытия человек обретает в процессе устремления к открытию собственных форм и стратегий во взаимодействии с окружающим миром, другими людьми и самим собой. Процесс транскоммуникации характеризуется общей коммуникабельностью, которая в процессе личностного роста приобретает интегральный характер в социокультурном и социально-психологическом аспекте и проявляется в факторах транскоммуникативного потенциала, которые выступают универсальными координатами коммуникативного пространства. «Коммуникативная ситуация порождает любой психосемантический процесс, как в межличностном, так и интраличностном плане, т.е. является динамической клеточкой сознания как индивидуального, так и коллективного. Важно подчеркнуть ее виртуальность, которая заключается в том, что все позиции имеют не физический, а смысловой характер» (Клочко, 2005. С. 35). Д.А. Леонтьевым отмечено, что универсальный характер трансляции себя в других характеризует процесс выхода человека за пределы самого себя, где понятие «трансляция» отождествляется с понятием «трасцен-дентальность». Таким образом, коммуникация является универсальным «транс-фактором» определяющим процесс выхода человека на транскоммуникативный уровень (Трансформация личности., 1995). Как было отмечено выше, транскоммуникация является центральным понятием в теории В.И. Кабрина, которое позволяет синтезировать уровни ментальной сферы личности в контексте ее коммуникативного мира. Потенциал данного категориального понятия позволяет отразить невидимую, скрытую сторону сверхсложных, находящихся в непрерывной динамике психических явлений, отражающих процесс становления многомерного мира человека. Транскоммуникация как явление объединяет и обусловливает процессы и состояния, которые определяются «пиковым» душевным процессом и состояниям стресс-транс-формации. Трансперсональное пространство является незаменимым фактором в процессах перехода человека на новые уровни транскоммуникативного бытия и приобретения нового более совершенного и осмысленного способа существования, где задействуются творческие коммуникативные интеграционные факторы, определяющие траекторию жизненного развития. При этом коммуникабельность выступает как универсальный биокульту-ральный феномен, отвечающий за интеграцию жизненного пространства человека, где транскоммуникабельность является универсальным фактором ее развития. Идеология транскоммуникативного подхода показывает, что «.когда общаются два человека - общаются две вселенные как своеобразно синхронистические иерархии разнопорядковых (но внутренне транскоммуникабельных) миров» (Кабрин, 2005). Путем эмпирического поиска теория подтвердила систему многогранности и многоуровневости структуры коммуникативного мира как особой психологической реальности. Она понимается как некое смыслообразующее и жизнетворческое психологическое пространство жизненного мира человека, которое задается транскоммуникативным потенциалом личности и способствует ее самореализации и личностному росту (Кабрин, 2002). Необходимо отметить, что теория транскоммуникации изначально базируется на положениях общегуманистического подхода, а в дальнейшем процессе развития становится системной теорией. В понятийный аппарат данной теории входят понятия пространства и времени, что соотносится с понятием хронотопических характеристик теории психологических систем, где пространство и время являются единообразующим смыслом (Клочко, 1995). «Многомерные» и «многоуровневые» миры человека в теории транскоммуникации выступают как системные характеристики жизненного мира человека, а в теории психологических систем именно многомерный мир человека является ключевым понятием, которое является признаком «.совмещенного бытия (со-бытия), объективного и субъективного как особой психологической реальности, являющейся и результатом самоорганизации, и тем, что детерминирует ее как процесс» (Леонтьев, 2005. С. 26). Таким образом, транскоммуникация выводит человека за рамки обыденного в сферу познания неизведанного, нового опыта действительности, который приобретается путем переживания потрясения, инсайта, катарсиса, транса и других состояний. В соответствии с этим А.У Хараш указывает на то, что содержанием психической жизни субъекта является не закрытое, «внутрииндивидуальное» пространство, ограниченное поверхностью кожного покрова, а пространство коммуникаций и взаимодействий между людьми, которое выступает условием открытости человека в мир (культуры, социума, природы). А.У Харш различает интро-субъектный и интерсубъектный подходы к пониманию процесса коммуникации. В этом контексте коммуникация является не только функцией, организующей связи и контакты между людьми. Коммуникация детерминируется интерпсихической деятельностью каждого субъекта, порождая тем самым интенцию к межличностной коммуникации (Шибутани, 1998). Диалогичность как коммуникативное состояние характеризует межличностную коммуникацию и выражается в степени обращенности субъектов друг к другу. Коммуникативное состояние определяется уровнем готовности человека к приему со стороны других людей разного рода воздействий, под влиянием которых происходит трансформация личностной и деятельностной сферы жизни субъекта. Коммуникативное состояние не является статичным, оно изменяется в процессе взаимодействия с субъектом. Таким образом, можно заключить, что коммуникативное состояние возникает в процессе общения на внутриличностном уровне, затем выходит за его рамки в сферу межличностного взаимодействия, где встречается с коммуникативным состоянием «Другого», порождая тем самым новое пространство «между» как уникальную онтологическую реальность (М. Бубер). Это пространство является первостепенной формой человеческой действительности, существующей только в природе человеческих отношений. 8.2. Особенности коммуникативного мира личности студентов первого курса Опираясь на теоретико-методологические построения теории транскоммуникации В.И. Кабрина, мы провели исследование особенностей коммуникативного мира личности студентов первого курса, проживающих ситуацию социально-психологической адаптации к новым транскоммуникативным средовым условиям. В исследовании приняли участие 40 студентов педагогического профиля, обучающихся по очной форме на первом курсе в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н.Г. Чернышевского. Из них 20 человек составили экспериментальную группу и 20 человек - контрольную. Все студенты данных групп -девушки в возрасте 17-18 лет. Проблема адаптации при поступлении и последующем обучении в вузе характеризуется не только социально-психологическими видоизменениями учебной деятельности, но в большей степени связана с динамикой и факторами транскоммуникативных состояний в процессе социализации и личностного развития человека. Средством изучения стал «Метод моделирования коммуникативного мира личности» (ММКМ) В.И. Кабрина, который позволяет реконструировать базовые координаты жизненного мира личности как коммуникативного пространства: коммуникативное пространство (внутреннее и внешнее) и коммуникативное время. В результате мы выявили закономерные особенности, характеризующиеся особым коммуникативным состоянием - коммуникативным стрессом (Кабрин, 2005). Для студентов первого курса такое состояние является вполне закономерным, поскольку процесс адаптации к новым социально-бытовым (проживание в общежитии), территориально-пространственным (все студенты данной выборки являются жителями села) условиям непосредственно связан с переживанием стресса именно в коммуникативной сфере личности. В результате контент-анализа нами были сформулированы основные проблемы, характеризующиеся проживанием стресс-коммуникативных состояний студентов первого курса: 1) Проблема адаптации к новому учебному заведению (вузу) и процессу учебы. Приведем некоторые примеры из сформулированных студентами тем по данной проблеме: «Не могу привыкнуть к университету, постоянно теряюсь в поисках аудиторий, часто из-за этого вообще не хочется идти на занятия»; «С каждым днем растет моя неуверенность в себе. Смогу ли я учиться в университете?»; «Меня страшно бесит, что я не понимаю, о чем говорят преподаватели. Чувствую себя инопланетянином». «Я так устала от университета и учебы, а еще учиться и учиться»; «Поток учебной информации разрывает мой мозг, я скоро сойду с ума»; «Слишком тяжело учиться, хочу бросить учебу. Боюсь огорчать родителей»; «Все время уходит на учебу и подготовку к занятиям, личной жизни совсем нет». 2) Проблема адаптации в новой учебной группе. Приведем некото- рые сформулированные студентами темы по данной проблеме: «Все девчонки разные, другие, чужие»; «Мне не приятны некоторые девочки из нашей группы»; «Я серая мышь, в группе никто не обращает на меня внимания»; «Каждый сам по себе. Меня это не устраивает»; «Так скучаю по своим одноклассникам, не могу привыкнуть к девчонкам из группы»; «Тяжело учиться, в группе совсем не с кем поговорить». 3) Проблема адаптации к общежитию и проживанию в новых бы- товых условиях. Приведем некоторые примеры из сформулированных студентами тем по данной проблеме: «Общага - это кошмар. Я так долго не смогу»; «Не могу жить в общежитии, если родители не снимут квартиру, я брошу учебу»; «В комнате девочки, с которыми я живу, не принимают меня и не хотят со мной разговаривать. Это очень напрягает, не знаю, как быть с этим»; «Тяжелая моральная обстановка в комнате в общежитии, бывает, доходит до драки»; «Девочки, к которым меня подселили, с четвертого курса, требуют, чтобы я мыла посуду и готовила. Боюсь им отказать»; «Постоянно в комнате пропадают вещи и деньги. Не знаю, как быть дальше. Боюсь говорить родителям». 4) Проблемы общения с юношами, новые знакомства и т.д. При- ведем некоторые примеры из сформулированных студентами тем по дан- ной проблеме: «Так одиноко без любимого»; «Больно из-за разрыва отношений с молодым человеком»; «Моя неуверенность мешает мне знакомиться с парнями, не знаю, как от этого избавиться»; «Подруга увела моего парня. Ненавижу обоих»; «Никто из парней не хочет со мной знакомиться»; «Мой парень меня раздражает. Не знаю, как с ним расстаться». 5) Проблемы, связанные с личной коммуникабельностью в процессе взаимодействия с новыми, незнакомыми людьми, как преподавателями, представителями административных структур, так и другими абиту- риентами. Приведем некоторые примеры из сформулированных студен- тами тем по данной проблеме: «Ком в горле стоит, когда прихожу в деканат или на кафедру»; «Преподаватель по английскому не любит меня. Постоянно придирается и орет. Не знаю, что теперь делать»; «Я попадаю в растерянность, когда вижу незнакомых людей»; «Страх перед преподавателем»; «Раздражает, когда старшекурсники прикалываются и разыгрывают нас»; «Все на факультете неприветливые, злые, замкнутые. Кроме куратора». 6) Проблемы, связанные с переживанием стресса по поводу ото- рванности от дома, семьи, привычной коммуникативной среды. Приве- дем некоторые примеры из сформулированных студентами тем по дан- ной проблеме: «Никто меня не понимает, кроме мамы»; «Я сильно скучаю по маме, иногда даже не иду на пару, сижу и плачу»; «Сильно тоскую по дому»; «Скучаю по друзьям, трудно здесь без их поддержки»; «Не могу смириться с разлукой с домом»; «Живу в городе как ребенок, ничего в этом мире не понимаю»; «Скучаю по школе, друзьям, одноклассникам». Таким образом, становится очевидным, что студенты первого курса переживают некий коммуникативный вакуум, на фоне которого и формируются коммуникативные стресс-состояния. Такие состояния проявляются в неспособности адаптироваться к изменившейся социально-психологической реальности. Формируются различные формы психической ригидности, происходит смещение уровня субъективного контроля с позиции балансирования между интернальностью и экстернальностью в пользу последнего, что может проявляться в конформном, уступчивом поведении, а это в свою очередь может являться причиной формирования девиантного, аддиктивного, деликвентного поведения. Таким образом, данная тенденция может породить множество проблем, связанных с динамикой эмоциональных, мотивационных и других внутренних психологических компонентов, непосредственно связанных с процессом развития личности. Такая трансформация личностных конструктов может порождать реверсивную динамику в процессе развития человека как открытой самоорганизующейся системы и может привести, в конечном счете, к деформации многомерного мира человека, к распаду его психологической системы. В диссертационной работе Н.В. Бородиной показано, что «проблема адаптации - это не просто процесс приспособления организма к новой среде, но чаще всего это проблема смены образа мира и образа жизни (меняются позиции, пересматриваются роли, выявляются совершенно новые механизмы и связи). Человек живет в своем мире, основанием которого является соответствующая этапу система ценностно-смысловых образований (или образующих). При смене образа жизни происходит не просто адаптация (приспособление) к новым условиям жизнедеятельности, но и перестройка всего того, что составляет мир личности и обеспечивает его временные координаты, чувство реальности мира и его действительности для человека. Следовательно, нет простого приспособления к новому миру, а есть появление новой реальности в результате формирования новой системы смыслов и ценностей» (Бородина, 2009. С. 56). Таким образом, можно сделать вывод о том, что становление новых параметров трансформирующегося ментального пространства студента первого курса можно осмыслить как результат «транскоммуникаций» -коммуникаций трансактного типа в процессе его адаптации к новой коммуникативной среде. Они проявляются во взаимоотношениях между самими студентами внутри группы и другими объектами взаимодействия и направлены на изменение привычных способов поведения и коммуникаций, определяющих структуру и форму нового коммуникативного пространства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Феноменология коммуникативного мира личности» з дисципліни «Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини»