ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини

Текст как психосемиозис знаковых систем различных модальностей
Транскоммуникативный подход, фокусируя внимание на природе и внутренних закономерностях бытия человеческой индивидуальности в мире, обращается к изучению качественной специфики индивидуального сознания, антропотипической сущностью которого является способность человека конструировать множество различных репрезентаций мира, разделяя в рефлексивных процессах объективный мир и его субъективные интерпретации. Сегодня явно недостаточно рассматриваются вопросы о природе и внутренних закономерностях становления феномена человека, его со-бытийности, в которой его потенциальность становится актуальностью. Но в настоящее время существует противоречие между назревшей необходимостью концептуализации символического пространства человека, представляемого текстами, и явно недостаточной разработанностью широкого круга теоретико-методологических оснований психологического исследования этого процесса. Действительно, изучение текста в психологии сводится зачастую к знакомству с техниками и приёмами его анализа, которые, порой даже игнорируя контекст, подтекст и интертекст, признаются психологами-практиками мобильным психодиагностическим средством (за счет легкости его получения от испытуемого почти любого уровня развития). Обвинения практиков в схематичности, невысокой эффективности, низкой диагностической релевантности технологий исследования текста заставляют обратиться к транскоммуникативной природе текста как психосемиотического феномена.
Семиотическое направление возникло в отечественной психологии в начале 70-х гг. ХХ в. на базе культурно-исторической концепции (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн), общие положения которого были разработаны М.В. Гамезо, Б.Ф. Ломовым, В.Ф. Рубахиным и обозначаются сегодня как психосемиотическая направленность проблем психологического изучения знаков и знаковых систем. Идеи о психологических функциях знаков высказывались и в трудах Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова,
В.С. Мухиной, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной, Дж. Брунера, Ж. Пиаже, А. Валлона. Особый акцент на знаке сделан в культурно-исторической концепции развития человека (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев). Л.С. Выготский, считая сигнификацию (создание и употребление знаков) центральным отличием человека от животных, отводил знакам особую орудийную (инструментальную) функцию, называя знак и способ его употребления «определяющим» или «фокусом» всего процесса формирования психики, основным моментом его конструирования.
Одним из первых понятие «психосемиотика» было осознано В. Рудневым, но только как продолжение и развитие психоанализа, в котором психоаналитический контекст, по существу, всегда и был не чем иным, как психосемиотическим. Изучение транскоммуникативной природы текста как психосемиотического феномена, базируясь на семиотике Ч. Пирса и Ч. Морриса, семиологии Ф. де Соссюра, сематологии К. Бюлера, семантике Ч.К. Огдена и А.А. Ричардса, С. Улльманна, А. Шаффа, глос-сематике Л. Ельмслева, «философии символических форм» Э. Кассирера и ее современных версиях (С.Р. Вартазаряна, А.А. Ветрова, Ю.С. Степанова, Ю.А. Шрейдера), выводит исследование в трансдисциплинарный контекст. Поэтому идея Р. Якобсона, еще в 30-х гг. предлагавшего на основе теории Ч. Пирса соединить когнитивный, коммуникативно-функциональный и герменевтический подходы, по сути, обращается к транскоммуникативной природе знака и текста.
Текст, по М.М. Бахтину (1955), является первичной данностью «говорящего бытия», что придает ему статус метода гуманитарных наук, акцентирующего субъективную нагруженность текста. Как указывал А.Ф. Лосев (1993), в знаке, бесконечно варьирующем свое значение, всегда содержатся «все возможные проявления вещи», флюктуации ее смыслов в символическом пространстве транскоммуникации (что обнаруживается как психосемиотический феномен).
В этом контексте, акцентирующем роль субъекта, реальность раскрывается знаковой ситуацией, концептуальной «сеткой», набрасываемой на действительность, особым способом видения «глазами» культуры, что создаёт специфику человеческого мира как его способности к трансцендированию, к открытию нового смыслового измерения в акте транскоммуникации. В центре психосемиотики лежит представление о том, что знаки - это не только индикаторы внутреннего психического содержания, но и способы его развития и формирования». Символический интеракционизм, заостряющий символическую природу коммуникации, символическое окружение которого создает вариабельность смыслов, их контекстуальность и интенциональность.
Язык, упаковывающий знания о мире и о себе в языковую структуру, в символ, сегодня становится важнейшим объектом исследования в психологии. Акцент на его коммуникативной природе отправляет к адресатам дискурсивных посланий, причем именно адресат, задавая транскоммуникативный контекст, несет особую смысловую нагрузку в акте коммуникации (Кабрин,1998). В силу этого центр тяжести в исследовании языка с формальных, глубинных структур языка - линия Г. Фреге (1997), Б. Рассела (1999) и раннего Л. Витгенштейна (по А.Ф. Грязнову, 1990) -переносится в коммуникативную область ситуаций речевого общения. Лидером уникального рассмотрения языка как феномена человеческой субъективности является американский философ Д. Серл (2002), подчеркивающий, что онтология сознания - это онтология «от первого лица» и поэтому главными и требующими углубленного изучения являются такие свойства сознания, как темпоральность, единство, субъективность, структурированность, интенциональность - только через эти характеристики можно внятно артикулировать трансцендентальное, духовное измерение психологии человека.
Мир, собственное сознание и сознание другого раскрываются человеку посредством семиотических структур, образуя единое знаковое пространство взаимосодействия человеческого бытия и сознания - семиосфе-ру, представляющую собой нелинейную, самоорганизующуюся систему субъективных реальностей, репрезентирующую мир на эмоционально-перцептивном и ценностно-смысловом уровнях. Предполагая, что в пра-основе самоорганизации человеческого сознания лежит его первичная семиотическая расчлененность, из которой самоотстраиваются континуальность и полисемантизм его бытия в те пракультурные пласты, которые прямо или косвенно определяют собой семиотику современного культурного сознания (Сапогова, 2000), тогда обращение к семиосфере, к нелинейной динамике семиотической организации коммуникативных миров выводит на вопросы порождения ценностно-смысловых измерений субъективной реальности человека.
Семиосфера, семиозис как субъективная реальность человека, скон-струированнная и проанализированная через язык, текст личности, про-блематизирует релевантность способов и методов извлечения информации из текстов. Поэтому основной проблемой научного становления психосемиотики в рамках транскоммуникативного подхода становятся когнитивно-дискурсивные и культурно-символические представления человека. Семиозис, семиотическое пространство человека, психосеми-озис, синонимичны термину «концептосфера». По Ю. Лотману (1978), концепты - это «как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» (Лотман, 1978. С. 40). Смыслообразование - это процесс порождения и трансформации смыслов (концептов), в котором взаимопроникновения и взаимопереходы коммуникативных миров создают уникальность субъективной реальности.
В серии исследовательских работ на факультете психологии Томского государственного университета 2000-2010 гг. проведено исследование особенностей субъективных реальностей, в котором транскоммуникативная природа текста рассматривается в процессе порождения, открытия смысла в метафорической направленности сознания (интерпретации), т.е. как его психосемиозис. Методология психосемиотики основана на принципах «постметодологии» как методологии постнеклассической, конструктивистской науки, по В.И. Кабрину (1995-2010 гг.). Положения культурно-исторического, деятельностного и психосемиотического подходов к исследованию сознания, работы по моделированию понимания естественного языка Л. Выготского (1982), С. Рубинштейна (1997), А. Леонтьева (1974), Ю. Лотмана (1978), В. Петренко (1997), Р. Шенка (1980), психосемиотические представления Б. Ломова (1984), Т. Дридзе (1984), психосемиотические принципы построения структурных моделей знаковых образований Г. Щедровицкого и С. Якобсона (1973), представление о тексте как объекте психодиагностического анализа Н. Жинкина (1982), Ю. Караулова (1987), А. Брудного (1998) легли в основу осмысления феномена смыслообразования в «сетевой» парадигме синергетики (Дж. Чу, 1968; Ф. Капра, 2002). В таком «сетевом» дискурсе смыслы могут рассматриваться как «реперные точки» в модели становления индивидуального сознания, а транскоммуникация - как процесс, запускающий смыслообра-зование, в котором смысл как феномен проявляется через возможность и необходимость флуктуаций (мерцаний) и бифуркаций (ветвлений) в его фрактальной многомерности текстового метафорического сознания.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Текст как психосемиозис знаковых систем различных модальностей» з дисципліни «Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит надзвичайних доходів і витрат
Омоніми, омофони, оморфми і омографи
Аудит надходження запасів
Аудиторські процедури: зміст і послідовність проведення
ПОХОДЖЕННЯ ТА РОЗВИТОК ЦЕНТРАЛЬНИХ БАНКІВ


Категорія: Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 671 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП