Анализ самоутверждения с функциональной точки зрения подтвердил, что изучение стратегий личности без учета того, что является предметом самоутверждения человека и как оно происходит с точки зрения работы психологических механизмов, обеспечивающих системность этого конструкта, приводит к искажению сущности предмета исследования. Субстратный анализ проблемы показал, что предметом утверждения является ценность Я, а механизмами, приемами, способами, имеющими сугубо психологический смысл — механизмы опосредствования и их варианты — проекция и интроекция. Это — внутренние стратегии Эго, которые проявляются во внешних поведенческих реакциях — в неуверенном поведении, доминантной позиции и конструктивном решении проблем. Операционально ценность Я может быть выражена через самооценку, эмоциональное отношение к себе, категорию самоценности. Но, по-видимому, этого недостаточно для полного прояснения ситуации. Нужно понять, что именно подвергается оценке, что значит для подростка и взрослого объект «Я». Для достижения этой цели мы включили проблему ценности в более широкий контекст — в пространство достижения ценности (или открытия), ее осознания и понимания (или квалификации), подтверждения ценности (или ее утверждения). Проверяется экспериментальная гипотеза 4. Динамика стратегий самоутверждения личности связана с изменением ценности Я, которое 278
в самом начале проявляется в возникновении амбивалентных или негативных оценок, затем в усилении интеграции различных аспектов Я, которые позже опосредствуются благодаря работе механизма проекции. Контр-гипотеза 4. Динамика стратегий самоутверждения личности не зависит от динамики формирования ценности, а обусловлена ситуативными факторами. Гипотезы выведены из теоретической гипотезы
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ценность как предмет самоутверждения личности» з дисципліни «Самоствердження підлітка»