Отдельно исследовались 6 девушек 16–19 лет с синдромом Тернера и 5 девушек с синдромом Свайера, находящихся на лечении от 1,5 до 8 лет. Часть данных в этой группе не была использована из соображений контроля фактора возраста. Разброс испытуемых, с нашей точки зрения, может существенно снижать внутреннюю валидность исследования, поэтому мы пытались проводить как можно более дробный анализ данных. Если данные разных групп были идентичными, их объединяли между собой. При исследовании проблемы были сформулированы частные гипотезы. Основная гипотеза состояла в том, что сензитивным периодом в формировании половой идентичности является возраст 12–15 лет, в течение которого наблюдается переход от диффузной к дифференцированной по признакам мужественности–женственности половой идентичности. Первая дополнительная гипотеза заключалась в предположении, что проблемы формирования половой идентичности появляются сначала у девочек, а потом у мальчиков. Вторая дополнительная гипотеза состояла в предположении о более позднем формировании дифференцированной половой идентичности у девочек с отклонениями в половом развитии, вызванными хромосомными аномалиями. В качестве метода исследования использовался тест «Рисунок человека» со стандартной инструкцией. Анализ рисунков проводился по качественным показателям, выделенным К. Маховер. Применялась трехбалльная шкала (0 — признак отсутствует, 0,5 — выражен нечетко, 1 — выражен четко). Мужские признаки (М): 1. плечи широкие: 0, 0,5 или 1 балл; 2. туловище угловатое, квадратное: 0 или 1 балл; 3. подбородок подчеркнут: 0 или 1 балл; 4. волосы на лице (борода, усы): 0 или 1 балл; 5. крупные руки и ноги: 0, 0,5 или 1 балл; 6. одежда мужская (брюки, рубашка и др.): 0 или 1 балл; 7. атрибуты (оружие, инструменты и др.) 0 или 1 балл; Женские признаки (Ж): 1. плечи узкие: 0 или 1 балл; 2. туловище округлое: 0 или 1 балл; 3. грудь подчеркнута: 0 или 1 балл; 4. волосы длинные: 0, 0,5 или 1 балл; 215
5. руки и ноги сужающиеся: 0 или 1 балл; 6. платье, юбка: 0 или 1 балл; 7. атрибуты (украшения, сумочка и др.): 0 или 1 балл. Обе фигуры (мужская и женская) оценивались по семи показателям мужественности и женственности. Результаты (всего 28 оценок рисунков каждого испытуемого) заносились в матрицу данных. Затем баллы по четырем группам признаков были суммированы. Полученные суммы представляли собой индексы мужественности и женственности по обеим фигурам. Всего четыре индекса: М и Ж по мужской фигуре и М и Ж по женской фигуре. В ходе исследования решались следующие задачи: 1. Определить идентичность: мужскую, женскую и недифференцированную. 2. Посмотреть, как меняется половая идентичность с возрастом. 3. Проследить взаимосвязь типа половой идентичности с разным уровнем полового развития мальчиков и девочек: при нормальном половом развитии и хромосомных аномалиях. Особенности половой идентичности у девочек и мальчиков в период подросткового возраста рассматривались отдельно. Половая идентичность в период менархе (12–13 лет) Девочки (n=53) В этом возрасте девочки в целом хорошо дифференцируют женскую и мужскую фигуры. Первая наделяется преимущественно женскими признаками (medж=3, medм=1,5, где medж — медиана выделенных по рисунку женских признаков в выборке, medм — медиана выделенных по рисунку мужских признаков), вторая — мужскими (medм=3, medж=1). Тем не менее, более детальный анализ данных показал, что только 32% девочек изображает женскую фигуру, т.е. себя именно таким образом. Подавляющее большинство девочек, а именно 39% изображают ее как недифференцированную (medж=1, medм=1). Довольно много девочек (21%) инвертирует признаки, изображая женщину как более мужественную (medж=2, medм=3,5), и лишь небольшой процент девочек (8%) изображает женскую фигуру как крайне женственную, отрицая телесные признаки, присущие мужчине (medж=7, medм=0). Можно сказать, что начало подросткового возраста отмечается и принятием женской половой идентичности, и ее отрицанием, а также инверсией и поляризацией мужских и женских признаков. Мальчики (n=43) У мальчиков отмечаются похожие тенденции, но они не так сильно выражены.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Формирование половой идентичности» з дисципліни «Самоствердження підлітка»