Самореализация, самоактуализация и самоутверждение
71 ся как таковые и правдоподобно (как правило, с помощью обычных языковых средств) открываются партнеру, а в третьем — осознаются и раскрываются с помощью механизмов обратной связи. Самоопределение понимается как любая оценка, с помощью ко- торой индивид получает информацию о себе (Ребер, 2000), или как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях (Петровский, Ярошевский, 1990). В большинстве случаев самоопределение относится к процедурам по- иска и нахождения своего места в социуме (А.В. Петровский, М.Р. Гин- збург, Н.С. Лейтес, В.Ф. Сафин, П.П. Соболь). Так, согласно А.В. Петров- скому (1979), самоопределение представляет собой осознание личностью свободы действовать в соответствии с ценностями группы и в относитель- ной независимости от воздействия группового давления, или даже свобо- ды от самого себя (Буякас, 2002), а по мнению К.А. Абульхановой-Слав- ской (1991) — осознание личностью своей позиции, которая формиру- ется внутри координат системы отношений. Нередко его рассматривают как форму социализации или профессионального становления личности, либо считают синонимом или стороной самореализации. Итак, самоопределение как категория обозначает место, осознан- ную позицию личности в социуме, «целостный процесс овладения субъектом личностно и социально значимыми сферами жизни соот- ветственно поставленной цели, в которой он созидает себя, самореа- лизуется и самоутверждается» (Сафин, 1986, с. 89). Анализ показал, что в отличие от самопредъявления самораскры- тие, самовыражение и самоопределение понимаются как процессы, с помощью которых личность осуществляет процесс самопознания: в са- мораскрытии — через отношение к ней другого человека, в самовыра- жении — через продукты взаимодействия и деятельности, в самоопре- делении — посредством установления социальной позиции. Предметом самораскрытия являются потребности и мотивы, предметом самовыра- жения — достижения, предметом самоопределения — социальные роли. 2.5.2. Самореализация, самоактуализация и самоутверждение Три процесса — самораскрытие, самовыражение и самоопределе- ние обеспечивают процесс познания себя и дают начало двум дру- гим процессам — самореализации и самоутверждению. По словам К.А. Абульхановой-Славской (1991), источником активности становит- ся гармоничное соотношение выбранной социальной роли своей внут- ренней позиции, своему Я. «Так, осуществляясь личностью в действен- ном плане жизни, активность приобретает форму самореализации, во временнόм плане — форму актуализации своих действий, т.е. саморегу-ляции, в ценностном плане — форму самовыражения (самолюбия) как проявления своего ”я“ в жизни» (Абульханова-Славская, 1991, с. 125). Довольно часто самореализация рассматривается в связи с пробле- мой раскрытия собственных потенциалов, возможностей, развития задатков (Попова, 1996; Зотов, 1997) в профессиональной деятель- ности (Воломеев, 1998). В модели А. Маслоу самореализация тракту- ется как поступательное движение к самоактуализации. Ни одна другая категория не имеет такого большого разброса в определениях, как самореализация, которую понимают и как само- выражение, и как самоутверждение, и как аналог саморазвития. С на- шей точки зрения, самореализуемость оценивается в том, насколько человек ощущает себя состоявшимся в проекции на определенный временной интервал (возраст). Предметом реализации являются да- рования, способности и таланты. Любой человек обладает теми или иными способностями, значит, и самореализация может трактоваться как универсальный психический феномен. Самоутверждение определяется нами как убежденность человека в том, что он чего-то стоит, что он обладает определенной ценностью, и эта ценность — его собственное Я, его идентичность. Это то, что в дан- ный период времени индивид считает своим, что он ассоциирует с со- бой, и что обнаруживается путем самоощущений. Ценность Я — очень подвижный конструкт, его содержание меняется в зависимости от мно- гих факторов, но, по-видимому, самый существенный из них это — из- менение ценности Я с возрастом, вследствие решения человеком воз- растных задач, принятия новых социальных требований. Изменение ценности стимулирует человека к ее утверждению, которое и создает убежденность в силе собственного Я. Именно поэтому наиболее рас- пространенным определением самоутверждения личности является его понимание как стремления человека к высокой оценке и самооцен- ке своей личности, и вызванное этим стремлением поведение. И самореализация, и самоутверждение — это механизмы развития личности. Предметом первого являются способности и дарования, а предметом второго — ценность собственного Я. В реальной жизни бы- вает трудно отличить самореализацию от самоутверждения, хотя по- нятно, что самореализация будет обнаруживаться в ощущениях собс- твенной компетентности, а самоутверждение — в ощущениях собствен- ной значимости. Различия между самоутверждением и самореализаци- ей не исключают их единства, которое обнаруживается только тогда, когда человек достиг потребности в самоактуализации. Любое опреде- ление самоактуализации обязательно предполагает и самореализацию, и самоутверждение, поскольку это — «стремление актуализировать, со- хранять и расширять самого себя» (Первин, Джон, 2000, с. 209).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Самореализация, самоактуализация и самоутверждение» з дисципліни «Самоствердження підлітка»