Самопредъявление, самораскрытие, самовыражение и самоопределение
69 2.5.1. Самопредъявление, самораскрытие, самовыражение и самоопределение Самопредъявление — один из механизмов саморегуляции личности и регуляции межличностных отношений, который стал интенсивно ис- следоваться в работах интеракционистов (Ч. Кули, Дж. Мид). Наибо- лее активно и целенаправленно эта проблема разрабатывается в 80-х годах ХХ в. Самопредъявление описывается как способность человека быть готовым к «выражению, а также презентации себя другим людям… и использованию этих знаний в качестве своего рода направляющих, обеспечивающих контроль за собственным поведением и его управле- нием» (Snyder, 1974, с. 528). До 1980-х годов механизмы «управления впечатлением» учитывались только в плане их негативного влияния на взаимодействие людей, поскольку считалось, что актуализация подоб- ных механизмов приводит к систематическим ошибкам в эмпиричес- ких исследованиях проблемы межличностного общения. Позднее, бла- годаря целому ряду работ (Schlenker, 1980; Buss, Briggs, 1984; Tetlock, Manstead, 1985; Arkin, Baumgardner, 1986; Baumeister, 1986; Schlenker, Weigold, 1992), эта проблема становится столь же актуальной, как и аг- рессия, совладающее поведение, невербальное общение и многие др. Некоторые авторы считают «управление впечатлением» универ- сальным механизмом, являющимся частью любого процесса межлич- ностного общения, необходимого для достижения человеком опреде- ленных жизненных целей (Goffman, 1959; Schlenker, 1980). Это свое- образная инструментальная характеристика личности, позволяющая ей оценивать особенности ситуации и другой личности (группы лю- дей), для того чтобы правильно преподносить информацию о себе и добиваться определенного эффекта. Другая позиция основана на оценке «управления впечатлением» как специфического механизма, запускающегося в особых условиях у лю- дей определенного склада характера (Buss, Briggs, 1984; Snyder, 1974). Согласно этой точке зрения, самопредъявление тесно связано с моти- вами лжи и обмана, с тенденцией манипулировать другими людьми для оптимально успешного и быстрого достижения поставленных целей. Какую бы точку зрения мы ни рассматривали, следует учитывать, что в основе этого процесса лежат определенные мотивы личности и ее представления о своей идентичности, об идентичности партнера по общению, а также представления о том, каким образом осуществлять контроль информации о некотором объекте манипуляции или субъек- те взаимодействия. Несмотря на различия в мотивах, побуждающих человека к осущест- влению «управления впечатлением», последнее имеет вполне опреде-70 ленные цели и стадии, поскольку является одним из механизмов само- предъявления. Оно побуждается мотивацией, смысл которой состоит в повышении самооценки, или избегании противоречий между реальным и идеальным Я, или в «ожидании подтверждения правильности устано- вок на себя от других людей», либо в «желании осуществлять обратную связь для диагностики свойств, присущих личности». Стадии процесса самопредъявления можно представить следующим образом: возникно- вение мотивации, актуализирующей механизм самопредъявления; осоз- нание личностью своей идентичности; формирование репрезентаций о партнере по общению; «искажение» информации о себе и «манипу- ляция аудиторией» с целью снижения уровня активации, побуждения. С нашей точки зрения, основной акцент при анализе самопредъявления делается на непосредственном изменении представлений о себе с целью «управления впечатлением», производимым на аудиторию. Противоположным по значению и функциям является желание раскрыть (иногда даже излишне демонстративно) перед партнером своеобразие собственной личности, и тем самым опосредствованно влиять на динамику самооценки. Это процесс самораскрытия. Под самораскрытием понимается сообщение другим людям личной ин- формации о себе, предъявление себя другим. В процессе самораскры- тия человек улучшает стратегии межличностного общения, одновре- менно осуществляя познание себя как уникальной личности. В целом можно сказать, что «чем более выражено самораскрытие, тем меньше самопредъявление и наоборот» (Амяга, 1989, с. 13). Самораскрытие нередко идентифицируют с самовыражением и именно потому, что оба процесса предполагают актуализацию проекции Я на какие-либо объекты реальности. Существенным отличием само- раскрытия от самовыражения является, во-первых, обязательное нали- чие собеседника (реального или воображаемого), во-вторых, раскрытие своих намерений, потребностей и желаний. Самовыражение осущест- вляется в виде опосредствования, т.е. определения себя (Брушлинский, 2003) через продукты деятельности, общения, созерцания. Согласно К.А. Абульхановой-Славской (1991), «тот способ, которым человек реа- лизует себя как личность в деятельности, в общении, в решении жизнен- ных задач, и есть самовыражение» (с. 99). Если же ребенку навязывают свой способ опосредствования, то его «…лишают возможности своевре- менно и адекватно самовыразиться, самоутвердиться» (там же, с. 99). Сопоставляя между собой механизмы самопредъявления, само- раскрытия и самовыражения, мы обнаруживаем, что у них один ин- формационный источник — знания человека о самом себе, но в пер- вом случае эти знания часто сознательно искажаются для достижения некоторых прагматических целей, во втором случае они принимают-ся как таковые и правдоподобно (как правило, с помощью обычных языковых средств) открываются партнеру, а в третьем — осознаются и раскрываются с помощью механизмов обратной связи. Самоопределение понимается как любая оценка, с помощью ко- торой индивид получает информацию о себе (Ребер, 2000), или как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях (Петровский, Ярошевский, 1990). В большинстве случаев самоопределение относится к процедурам по- иска и нахождения своего места в социуме (А.В. Петровский, М.Р. Гин- збург, Н.С. Лейтес, В.Ф. Сафин, П.П. Соболь). Так, согласно А.В. Петров- скому (1979), самоопределение представляет собой осознание личностью свободы действовать в соответствии с ценностями группы и в относитель- ной независимости от воздействия группового давления, или даже свобо- ды от самого себя (Буякас, 2002), а по мнению К.А. Абульхановой-Слав- ской (1991) — осознание личностью своей позиции, которая формиру- ется внутри координат системы отношений. Нередко его рассматривают как форму социализации или профессионального становления личности, либо считают синонимом или стороной самореализации. Итак, самоопределение как категория обозначает место, осознан- ную позицию личности в социуме, «целостный процесс овладения субъектом личностно и социально значимыми сферами жизни соот- ветственно поставленной цели, в которой он созидает себя, самореа- лизуется и самоутверждается» (Сафин, 1986, с. 89). Анализ показал, что в отличие от самопредъявления самораскры- тие, самовыражение и самоопределение понимаются как процессы, с помощью которых личность осуществляет процесс самопознания: в са- мораскрытии — через отношение к ней другого человека, в самовыра- жении — через продукты взаимодействия и деятельности, в самоопре- делении — посредством установления социальной позиции. Предметом самораскрытия являются потребности и мотивы, предметом самовыра- жения — достижения, предметом самоопределения — социальные роли.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Самопредъявление, самораскрытие, самовыражение и самоопределение» з дисципліни «Самоствердження підлітка»