ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Самоствердження підлітка

Самопредъявление, самораскрытие, самовыражение и самоопределение
69
2.5.1. Самопредъявление, самораскрытие, самовыражение
и самоопределение
Самопредъявление — один из механизмов саморегуляции личности
и регуляции межличностных отношений, который стал интенсивно ис-
следоваться в работах интеракционистов (Ч. Кули, Дж. Мид). Наибо-
лее активно и целенаправленно эта проблема разрабатывается в 80-х
годах ХХ в. Самопредъявление описывается как способность человека
быть готовым к «выражению, а также презентации себя другим людям…
и использованию этих знаний в качестве своего рода направляющих,
обеспечивающих контроль за собственным поведением и его управле-
нием» (Snyder, 1974, с. 528). До 1980-х годов механизмы «управления
впечатлением» учитывались только в плане их негативного влияния на
взаимодействие людей, поскольку считалось, что актуализация подоб-
ных механизмов приводит к систематическим ошибкам в эмпиричес-
ких исследованиях проблемы межличностного общения. Позднее, бла-
годаря целому ряду работ (Schlenker, 1980; Buss, Briggs, 1984; Tetlock,
Manstead, 1985; Arkin, Baumgardner, 1986; Baumeister, 1986; Schlenker,
Weigold, 1992), эта проблема становится столь же актуальной, как и аг-
рессия, совладающее поведение, невербальное общение и многие др.
Некоторые авторы считают «управление впечатлением» универ-
сальным механизмом, являющимся частью любого процесса межлич-
ностного общения, необходимого для достижения человеком опреде-
ленных жизненных целей (Goffman, 1959; Schlenker, 1980). Это свое-
образная инструментальная характеристика личности, позволяющая
ей оценивать особенности ситуации и другой личности (группы лю-
дей), для того чтобы правильно преподносить информацию о себе и
добиваться определенного эффекта.
Другая позиция основана на оценке «управления впечатлением» как
специфического механизма, запускающегося в особых условиях у лю-
дей определенного склада характера (Buss, Briggs, 1984; Snyder, 1974).
Согласно этой точке зрения, самопредъявление тесно связано с моти-
вами лжи и обмана, с тенденцией манипулировать другими людьми для
оптимально успешного и быстрого достижения поставленных целей.
Какую бы точку зрения мы ни рассматривали, следует учитывать,
что в основе этого процесса лежат определенные мотивы личности и
ее представления о своей идентичности, об идентичности партнера по
общению, а также представления о том, каким образом осуществлять
контроль информации о некотором объекте манипуляции или субъек-
те взаимодействия.
Несмотря на различия в мотивах, побуждающих человека к осущест-
влению «управления впечатлением», последнее имеет вполне опреде-70
ленные цели и стадии, поскольку является одним из механизмов само-
предъявления. Оно побуждается мотивацией, смысл которой состоит в
повышении самооценки, или избегании противоречий между реальным
и идеальным Я, или в «ожидании подтверждения правильности устано-
вок на себя от других людей», либо в «желании осуществлять обратную
связь для диагностики свойств, присущих личности». Стадии процесса
самопредъявления можно представить следующим образом: возникно-
вение мотивации, актуализирующей механизм самопредъявления; осоз-
нание личностью своей идентичности; формирование репрезентаций
о партнере по общению; «искажение» информации о себе и «манипу-
ляция аудиторией» с целью снижения уровня активации, побуждения.
С нашей точки зрения, основной акцент при анализе самопредъявления
делается на непосредственном изменении представлений о себе с целью
«управления впечатлением», производимым на аудиторию.
Противоположным по значению и функциям является желание
раскрыть (иногда даже излишне демонстративно) перед партнером
своеобразие собственной личности, и тем самым опосредствованно
влиять на динамику самооценки. Это процесс самораскрытия. Под
самораскрытием понимается сообщение другим людям личной ин-
формации о себе, предъявление себя другим. В процессе самораскры-
тия человек улучшает стратегии межличностного общения, одновре-
менно осуществляя познание себя как уникальной личности. В целом
можно сказать, что «чем более выражено самораскрытие, тем меньше
самопредъявление и наоборот» (Амяга, 1989, с. 13).
Самораскрытие нередко идентифицируют с самовыражением и
именно потому, что оба процесса предполагают актуализацию проекции
Я на какие-либо объекты реальности. Существенным отличием само-
раскрытия от самовыражения является, во-первых, обязательное нали-
чие собеседника (реального или воображаемого), во-вторых, раскрытие
своих намерений, потребностей и желаний. Самовыражение осущест-
вляется в виде опосредствования, т.е. определения себя (Брушлинский,
2003) через продукты деятельности, общения, созерцания. Согласно
К.А. Абульхановой-Славской (1991), «тот способ, которым человек реа-
лизует себя как личность в деятельности, в общении, в решении жизнен-
ных задач, и есть самовыражение» (с. 99). Если же ребенку навязывают
свой способ опосредствования, то его «…лишают возможности своевре-
менно и адекватно самовыразиться, самоутвердиться» (там же, с. 99).
Сопоставляя между собой механизмы самопредъявления, само-
раскрытия и самовыражения, мы обнаруживаем, что у них один ин-
формационный источник — знания человека о самом себе, но в пер-
вом случае эти знания часто сознательно искажаются для достижения
некоторых прагматических целей, во втором случае они принимают-ся как таковые и правдоподобно (как правило, с помощью обычных
языковых средств) открываются партнеру, а в третьем — осознаются и
раскрываются с помощью механизмов обратной связи.
Самоопределение понимается как любая оценка, с помощью ко-
торой индивид получает информацию о себе (Ребер, 2000), или как
сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в
проблемных ситуациях (Петровский, Ярошевский, 1990).
В большинстве случаев самоопределение относится к процедурам по-
иска и нахождения своего места в социуме (А.В. Петровский, М.Р. Гин-
збург, Н.С. Лейтес, В.Ф. Сафин, П.П. Соболь). Так, согласно А.В. Петров-
скому (1979), самоопределение представляет собой осознание личностью
свободы действовать в соответствии с ценностями группы и в относитель-
ной независимости от воздействия группового давления, или даже свобо-
ды от самого себя (Буякас, 2002), а по мнению К.А. Абульхановой-Слав-
ской (1991) — осознание личностью своей позиции, которая формиру-
ется внутри координат системы отношений. Нередко его рассматривают
как форму социализации или профессионального становления личности,
либо считают синонимом или стороной самореализации.
Итак, самоопределение как категория обозначает место, осознан-
ную позицию личности в социуме, «целостный процесс овладения
субъектом личностно и социально значимыми сферами жизни соот-
ветственно поставленной цели, в которой он созидает себя, самореа-
лизуется и самоутверждается» (Сафин, 1986, с. 89).
Анализ показал, что в отличие от самопредъявления самораскры-
тие, самовыражение и самоопределение понимаются как процессы, с
помощью которых личность осуществляет процесс самопознания: в са-
мораскрытии — через отношение к ней другого человека, в самовыра-
жении — через продукты взаимодействия и деятельности, в самоопре-
делении — посредством установления социальной позиции. Предметом
самораскрытия являются потребности и мотивы, предметом самовыра-
жения — достижения, предметом самоопределения — социальные роли.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Самопредъявление, самораскрытие, самовыражение и самоопределение» з дисципліни «Самоствердження підлітка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Класифікація голосних і приголосних звуків
Гігантська пісочниця Google. Фільтра від Google
ВИКОНАННЯ БУДІВЕЛЬНО-МОНТАЖНИХ РОБІТ
Теорема іррелевантності
Оцінка


Категорія: Самоствердження підлітка | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 2674 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП