ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Самоствердження підлітка

Гуманистическая парадигма: потребность в признании и самоактуализация
54
положительных результатов, в частности, позволило объяснить иско-
мый феномен, определить его место в системе других психических яв-
лений и т.д., и, в свою очередь, оградило Левина и его школу от иску-
шения абсолютизации и универсализации самоутверждения. Однако
это привело и к обратным эффектам — к его недооценке. Теория само-
утверждения зачастую выступала лишь в качестве вспомогательного
средства решения других проблем, явно считавшихся более важными
(например, проблем взаимоотношения психологического поля — ва-
лентных объектов и личности, напряжений, возникающих между
ними, потребностей человека и т.д.).
Во-вторых, увлечение количественным психологическим анали-
зом, которое было едва ли не главной отличительной особенностью
и главным источником достижений этой школы, иногда приводило к
заметному отставанию, а порой и к полному отказу от качественного
анализа. В интересующем нас отношении интерес к количественному
анализу результатов сказался и на существенном сужении угла зре-
ния исследователей. Основное внимание было уделено тому аспекту
самоутверждения личности, который поддается измерению, т.е. уров-
ню притязаний. Понятно, что при всей значимости этого аспекта, про-
блематика, связанная с ним, не исчерпывает собою всех сторон фено-
мена самоутверждения личности.
Все эти недостатки оказались свойственны и последующим психо-
логическим исследованиям проблемы самоутверждения личности.
2.3. Гуманистическая парадигма: потребность в признании
и самоактуализация
Казалось бы, гуманистическая психология не придает существен-
ного значения самоутверждению личности, уделяя внимание другим
конструктам — самореализации и самоактуализации, и объясняя при-
роду человека стремлением быть тем, кем он может быть. Однако бо-
лее тщательное изучение литературы показало, что гуманистические
психологи не только выделяют самоутверждение в отдельную про-
блему, но и специально занимаются ее изучением.
Как известно основными методологическими принципами гума-
нистической психологии являются:
• Принцип развития, который означает, что человек постоянно
стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря
наличию у него врожденных потребностей — стремления к са-
мореализации, потребности в самоактуализации, желания осу-
ществлять непрерывное поступательное развитие.55
• Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность
как сложную открытую систему, направленную на реализацию
всех своих потенциалов.
• Принцип гуманности, означающий, что человек по своей приро-
де является добрым и свободным, и только обстоятельства, пре-
пятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его
агрессивным и отчужденным.
• Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать осо-
бенности личности в аспекте ориентации человека на будущее,
т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей.
• Принцип активности, позволяющий принять субъекта как са-
мостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни ко-
торого другой человек (например, психотерапевт) может играть
роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающе-
го благоприятные условия для его развития. Психотерапевт из-
меняет установки клиента, помогает взять ответственность на
себя, но при этом не учит и не наставляет.
• Принцип неэкспериментального исследования личности основан
на идее целостности и, соответственно, невозможности адекват-
ного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку
система (а таковой и является личность) чаще всего обладает
такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.
• Принцип репрезентативности означает, что цель и объект иссле-
дования в гуманистической психологии совпадают, так как задача
изучения нормально и полноценно функционирующего человека
реализуется на выборке здоровых, самореализующихся личностей.
Согласно Карлу Роджерсу, индивид существует в постоянно изме-
няющемся мире, центром которого является он сам. Это индивиду-
альное пространство было названо им феноменальным миром. Он
не является миром объектов и предметов, а включает в себя все, что
чувствует человек независимо от того, осознанно или не осознанно
это чувство. Осознание того или иного чувства получило название
символизации объекта. В личностном мире индивида лишь небольшая
его часть переживается сознательно, при этом одни содержания опыта
легко оформляются в образы, а другие остаются невнятными основа-
ниями нового опыта. Подлинный смысл индивидуального опыта из-
вестен только самому индивиду. Полное и непосредственное знание и
проникновение в мир опыта возможно лишь потенциально.
Субъект взаимодействует с окружением так, как оно дано ему в
опыте и восприятии. Именно сфера восприятия событий является ре-
альной. Иными словами, человек реагирует не на какую-то абсолют-
ную реальность, а на свое восприятие этой реальности.56
В психологическом смысле реальность — это личный мир воспри-
ятий человека. В психотерапии изменение сферы восприятия, психи-
ческой реальности приводит к изменению реакций человека. Напри-
мер, пока родитель воспринимается как доминирующий, реакции ре-
бенка остаются соответствующими этому восприятию.
Субъект имеет одну основную тенденцию и стремление — акту-
ализировать, сохранять и укреплять организм как средоточие опыта,
развиваться в направлении зрелости. Личность движется в сторону
большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления,
саморегуляции и автономии. «Понятие самоактуализации означает
тенденцию организма вырастать из простого существа в сложное, про-
двигаться от зависимого существования к независимому, переходить от
фиксации и ригидности к возможности изменения и свободе выраже-
ния. Понятие включает в себя стремление каждого человека удовлетво-
рять потребности или снижать напряжение, но оно особенно подчерки-
вает те удовольствия и удовлетворенности, которые вызывает деятель-
ность, способствующая росту организма» (Первин, Джон, 2000, с. 209).
Эта потребность в самоактуализации заложена в каждом человеке
от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом,
принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и
принять ценности, навязанные другими. В этом отклонении и кроет-
ся источник аномалий поведения. Чем больше проявлений опыта до-
ступны сознанию, тем больше у человека возможностей отразить об-
щую картину своего феноменального мира в поведении; чем меньше
защитных, искажающих содержание опыта представлений, тем адек-
ватнее они выражаются в общении.
Операционализация данного конструкта — самоактуализация —
была крайне затруднительна и не только для Роджерса, но все же
именно он выделил такие ее показатели, как способность действовать
независимо, уровень принятия себя, или уровень самооценки, приня-
тие своей эмоциональной жизни и доверие в межличностных отноше-
ниях. Показатели по этим шкалам коррелируют с показателями здо-
ровья и самооценки по другим опросникам.
К идее о стремлении к самоактуализации Роджерс пришел на ос-
нове своей работы с клиентами. Дополнительным источником при-
нятия решения о единственно существующей силе, способной управ-
лять человеком, был критический анализ исследования, проведенного
Чарльзом Моррисом. В ходе опроса студентов из шести стран о пред-
почитаемом пути жизни были выделены пять измерений: предпочте-
ние человеком ответственности, нравственности и сдержанного учас-
тия в жизни; удовлетворение от решительных действий в преодоле-
нии преград, инициативность в решении проблем; самодостаточность 57
внутренней жизни, богатое и развитое самосознание; восприимчи-
вость к людям и природе, наличие внешнего источника вдохновения;
чувственное удовольствие и наслаждение, получение удовольствия от
сиюминутных событий, открытость жизни без напряжения.
Роджерс, оценивая результаты исследования Морриса, выразил
сомнение в универсальности этих жизненных целей: «В соответствии
с моими наблюдениями в процессе психотерапии, когда люди борют-
ся за поиск своего собственного образа жизни, у них скорее всего воз-
никают общие черты, которые любое определение, описанное Морри-
сом, не может полностью схватить» (Роджерс, 2002, с. 894–895).
Точка зрения самого К. Роджерса состояла в том, что основная жиз-
ненная цель прекрасно выражена словами Серена Кьеркегора о том, что-
бы «быть тем Я, которое истинно». В практике работы с клиентами Род-
жерс обнаружил следующие особенности их поведения, которые и ука-
зывают на существование этой общей тенденции — самоактуализации.
Ими являются:
• тенденция ухода от того Я, которым клиент не является, на-
званная стремлением «прочь от фасада»;
• отдаление от образа того, кем клиент «должен быть» («прочь от
“должен”»);
• движение от общественных ожиданий («прочь от соответствия
ожиданиям»);
• стремление быть собой («прочь от стремления угождать другим»).
Одной из наиболее выраженных тенденций самоактуализации
является стремление человека к независимости как способности вы-
бирать цели, к которым он сам хочет стремиться. Такая способность
предполагает умение брать ответственность на себя и осуществлять
самоуправление. Вторая особенность — чувствительность к процессу,
изменениям и снижение потребности в борьбе «за результат и конеч-
ные состояния». Третья характеристика самоактуализации находит
отражение в умении быть открытым к сложным и противоречивым
чувствам, оценкам, действиям, избегая их частичного или защитного
проявления. Эту тенденцию К. Роджерс обозначил как «движение к
тому, чтобы становиться всей сложностью меняющегося Я в каждый
значимый момент» (Роджерс, 2002, с. 902). Четвертая особенность —
это открытость опыту, к «дружественному, близкому отношению» к
нему. Описывая четвертую характеристику, Роджерс сравнивает свои
взгляды с идеями Маслоу, указывая на то, что они схожи, поскольку
последний также утверждал, что «легкое вхождение в реальные чувс-
тва, их близость к принятию и спонтанности, свойственным животным
и детям, подразумевает важность осознания собственных импульсов,
стремлений, мнений и вообще всех субъективных реакций» (цит. по: 58
Роджерс, 2002, с. 904). Остальные особенности взаимно дополняют
друг друга. Это — принятие других людей и доверие к своему Я.
Основанием невроза служит рассогласование, неконгруэнтность
истинного содержания личности (опыта) и его «Я-концепции», са-
мости, которое и приводит к фрустрации естественного стремления
личности к самоактуализации. Преодоление этого рассогласования
происходит путем интеграции, когда все сенсорные и внутренние пе-
реживания могут осознаваться посредством четкой символизации
и организовываться в единую систему, внутренне совместимую со
структурой самости и соотносимую с ней.
Итак, быть истинным Я, по Роджерсу — «это становиться самой
ценной частью жизни человека, когда он сможет свободно двигаться
в любом направлении. Это не просто интеллектуально ценностный
набор, но, скорее всего, лучшее определение поискового, пробующего,
нечеткого поведения, с помощью которого он, исследуя, движется к
тому, кем действительно хочет быть» (Роджерс, 2002, с. 906).
Роджерс специально замечает, что быть собой вовсе не значит раз-
рушить себя, выпустив на свободу внутреннего зверя. Истинный гнев
не несет разрушений, искренний страх не поедает, а спонтанно обна-
руживаемая лень и сексуальное желание не угнетают и не совращают
человека. По-видимому, «причина заключается в том, что чем больше
он может позволить своим чувствам течь и принадлежать ему, тем бо-
лее соответствующие места они занимают в общей гармонии чувств…
Когда он живет и принимает всю сложность своих чувств, тогда они
действуют в созидательной гармонии, а не сбрасывают его на какой-
нибудь неконтролируемый дурной путь» (Роджерс, 2002, с. 908).
Для Абрахама Маслоу быть самим собой тоже означает способ-
ность самоактуализироваться. «Термин “самоактуализация”, изоб-
ретенный Куртом Гольдштейном… употребляется в этой книге в не-
сколько более узком, более специфичном значении. Говоря о самоак-
туализации, я имею в виду стремление человека к самовоплощению,
к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно
назвать стремлением к идиосинкразии, к идентичности» (Маслоу,
2001, с. 90). Книга, о которой идет речь — «Мотивация и личность» —
посвящена динамическому подходу к мотивации, рассматривающему
человека с точки зрения его непрерывного изменения и развития.
«Пиковым» переживанием личности является переживание своей
самости, идентичности, цельности. Оно возникает при выраженной
потребности человека самоактуализироваться, «понимаемой как не-
прерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и
талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п.,
как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной 59
изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интег-
рации, или внутренней синергии личности» (Маслоу, 1997, с. 90).
Самоактуализирующиеся люди — это здоровые личности. Они
имеют общие черты, которые заключаются: в высшей степени воспри-
ятия реальности; в способности принимать себя и других людей таки-
ми, какие они есть; в повышенной спонтанности; в развитой способ-
ности концентрироваться на проблеме; в способности к автономии; в
богатстве и естественности эмоциональных реакций; в часто возника-
ющих «пиковых» переживаниях; в способности к общению с любым
человеком; в демократичной структуре характера; в высоких творчес-
ких способностях и в изменениях в системе ценностей.
Самоактуализация — это отчасти теоретический, гипотетический
конструкт. Прежде всего, как говорит сам Маслоу, потому что не мно-
го найдется людей, которые могли бы послужить образцами самоак-
туализирующейся личности. Так же как феномен фикционного фи-
нализма у Адлера, самоактуализация у Маслоу — это идеальная цель,
которую, пожалуй, невозможно выразить в конкретных, операцио-
нальных единицах. Самоактуализация — это состояние души.
«В основании системы ценностей самоактуализирующегося человека
лежит его философское отношение к жизни, его согласие с собой, со сво-
ей биологической природой, приятие социальной жизни и физической
реальности» (Маслоу, 2001, с. 254). Ценности такого человека имеют ярко
выраженную индивидуальную окраску. Они прямо не заимствованы из
общественного сознания, не являются простой калькой хорошо нам из-
вестных нравственных постулатов и тем более не являются наследника-
ми религиозных догм. Они представляют собой экспрессивный феномен,
отражающий сущностные характеристики данной личности, ее самость.
Такие люди спонтанны в своих мыслях, чувствах, действиях, поэ-
тому, само собой разумеется, что самоактуализация предполагает и
самореализацию. Обычно последняя понимается как спонтанное рас-
крытие и приложение своих потенциальных возможностей. В свою
очередь, самореализация обязательно предполагает наличие само-
актуализации. Самореализация — это не только развитие своих спо-
собностей и талантов, но и поиск способов адекватного приложения
собственных сил, умений, знаний, себя самого.
По мнению Маслоу, самоактуализация и есть потребность в само-
развитии, и в самовыражении, и в самовоплощении. Иными словами,
все перечисленные нами особенности являются синонимами самоак-
туализации. По Маслоу — это родовое понятие, которое, если гово-
рить о процедурных сторонах самоактуализации, будет «разложено»
на отдельные составляющие: самораскрытие, самопонимание, само-
выражение, самовоплощение и саморазвитие.60
Самоутверждение личности рассматривается Маслоу как предтеча
самоактуализации.
Всем хорошо известен принцип, согласно которому человек прихо-
дит к наивысшему стремлению, к самоактуализации. Этот принцип (в
различных его модификациях) заключается в иерархии препотентности
базовых потребностей. «В качестве главного динамического закона, при-
водящего в движение эту иерархию, мы выдвинули принцип актуализа-
ции потребностей более высоких уровней по мере удовлетворения пот-
ребностей более низких уровней. До тех пор, пока не удовлетворены фи-
зиологические потребности, именно они играют доминирующую роль в
организме, именно им подчинены все его силы и способности, именно
они организуют их и направляют к единственной цели — к удовлетворе-
нию. Но, получив удовлетворение, пусть даже не полное, эти потребнос-
ти отступают на задний план, уступая место потребностям следующего
уровня, и теперь уже эти, более высокие потребности доминируют в ор-
ганизме и руководят поведением человека (человек теперь стремится не
к утолению голода, а к безопасности). Этот же принцип действует и в
отношении других групп потребностей — потребностей в любви, в само-
уважении и в самоактуализации» (Маслоу, 2001, с. 107).
Из перечисленных выше пяти уровней иерархии потребностей чет-
вертый уровень представлен потребностью в самоуважении. Маслоу
еще называет ее потребностью в признании. «Каждый человек (за ред-
кими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается
в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собствен-
ных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих
нас людей, и возможность уважать самого себя» (Маслоу, 2001, с. 88).
Маслоу разделил потребности в признании на два класса: потребность
в достижении (уверенности, независимости, свободе) и потребность в
престиже (завоевании статуса, внимания, признания, славы).
Абрахам Маслоу относил потребность в уважении к наиболее
высоким человеческим стремлениям, полагая, что ее удовлетворе-
ние связано с поддержанием уверенности человека в себе, силы, по-
лезности, значимости. Два класса потребности в признании, с нашей
точки зрения, указывают на разные пути ее удовлетворения. Один
путь — собственные достижения, другой — завоевание престижа. И
тот, и другой способствуют усилению или поддержанию чувства собс-
твенной ценности, однако каждый — разными способами. В первом
случае путь достижения (конструктивного превосходства, по Адлеру)
обеспечивает человеку переход к более высоким ценностям и потреб-
ностям — к самоактуализации, к стремлению быть тем, кем он может
быть. Во втором — путь престижа, славы, стремления быть автори-
тетным создает впечатление получения общественного признания, которое не всегда соответствует истинному предназначению челове-
ка. Если они совпадают (статус и предназначение), то дорога к само-
актуализации может быть открыта, если нет, то возможны серьезные
препятствия на пути достижения внутреннего ощущения собствен-
ной компетентности. «Теологические дискуссии о гордости и горды-
не, многочисленные теории глубинной диссоциации (или несоответс-
твия собственной природе), выдержанные в духе философии Фром-
ма, роджерсовские исследования «Я», работы таких эссеистов, как
Эйн Рэнд… способствуют все более глубокому пониманию опасных
последствий нереалистической самооценки — самооценки, построен-
ной только на основании суждений окружающих и утратившей связь
с реальными способностями, знаниями и умениями человека. Можно
сказать, что самооценка лишь тогда будет устойчивой и здоровой, ког-
да она вырастает из заслуженного уважения, а не из лести окружаю-
щих, не из факта известности или славы» (Маслоу, 2001, с. 89).
Удовлетворение потребности в признании, по Маслоу, последний
шаг к потребности в самоактуализации. Видимо именно так и надо
понимать степень сходства между различными «само»: самоутвержде-
нием, самореализацией, самоуважением, самоактуализацией и проч.
Вклад гуманистической психологии в развитие идеи самоутверж-
дения личности состоит в том, что они расширили систему методоло-
гических принципов, рассматривая личность как субъекта собствен-
ной жизни, способную к самореализации и саморазвитию, раскрытию
своей истинной природы. Особенность гуманистических психологов
заключалась в придании положительного статуса искомой пробле-
ме, в понимании самоутверждения как одной из базовых личностных
потребностей, как основы самоактуализации личности. Потребность
в признании получила разную трактовку в зависимости от уровня са-
моуважения, ценности и значимости личности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Гуманистическая парадигма: потребность в признании и самоактуализация» з дисципліни «Самоствердження підлітка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Робота з проблемними кредитами і заходи впливу на них
СУТНІСТЬ ТА ОСОБЛИВОСТІ ФУНКЦІОНУВАННЯ ГРОШОВОГО РИНКУ
СТАНОВЛЕННЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ В УКРАЇНІ
ТЕОРЕТИЧНІ ДЖЕРЕЛА ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄМСТВ
Основні поняття системи супутникового зв’язку


Категорія: Самоствердження підлітка | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 991 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП