Гуманистическая парадигма: потребность в признании и самоактуализация
54 положительных результатов, в частности, позволило объяснить иско- мый феномен, определить его место в системе других психических яв- лений и т.д., и, в свою очередь, оградило Левина и его школу от иску- шения абсолютизации и универсализации самоутверждения. Однако это привело и к обратным эффектам — к его недооценке. Теория само- утверждения зачастую выступала лишь в качестве вспомогательного средства решения других проблем, явно считавшихся более важными (например, проблем взаимоотношения психологического поля — ва- лентных объектов и личности, напряжений, возникающих между ними, потребностей человека и т.д.). Во-вторых, увлечение количественным психологическим анали- зом, которое было едва ли не главной отличительной особенностью и главным источником достижений этой школы, иногда приводило к заметному отставанию, а порой и к полному отказу от качественного анализа. В интересующем нас отношении интерес к количественному анализу результатов сказался и на существенном сужении угла зре- ния исследователей. Основное внимание было уделено тому аспекту самоутверждения личности, который поддается измерению, т.е. уров- ню притязаний. Понятно, что при всей значимости этого аспекта, про- блематика, связанная с ним, не исчерпывает собою всех сторон фено- мена самоутверждения личности. Все эти недостатки оказались свойственны и последующим психо- логическим исследованиям проблемы самоутверждения личности. 2.3. Гуманистическая парадигма: потребность в признании и самоактуализация Казалось бы, гуманистическая психология не придает существен- ного значения самоутверждению личности, уделяя внимание другим конструктам — самореализации и самоактуализации, и объясняя при- роду человека стремлением быть тем, кем он может быть. Однако бо- лее тщательное изучение литературы показало, что гуманистические психологи не только выделяют самоутверждение в отдельную про- блему, но и специально занимаются ее изучением. Как известно основными методологическими принципами гума- нистической психологии являются: • Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей — стремления к са- мореализации, потребности в самоактуализации, желания осу- ществлять непрерывное поступательное развитие.55 • Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов. • Принцип гуманности, означающий, что человек по своей приро- де является добрым и свободным, и только обстоятельства, пре- пятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным. • Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать осо- бенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей. • Принцип активности, позволяющий принять субъекта как са- мостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни ко- торого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающе- го благоприятные условия для его развития. Психотерапевт из- меняет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет. • Принцип неэкспериментального исследования личности основан на идее целостности и, соответственно, невозможности адекват- ного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям. • Принцип репрезентативности означает, что цель и объект иссле- дования в гуманистической психологии совпадают, так как задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборке здоровых, самореализующихся личностей. Согласно Карлу Роджерсу, индивид существует в постоянно изме- няющемся мире, центром которого является он сам. Это индивиду- альное пространство было названо им феноменальным миром. Он не является миром объектов и предметов, а включает в себя все, что чувствует человек независимо от того, осознанно или не осознанно это чувство. Осознание того или иного чувства получило название символизации объекта. В личностном мире индивида лишь небольшая его часть переживается сознательно, при этом одни содержания опыта легко оформляются в образы, а другие остаются невнятными основа- ниями нового опыта. Подлинный смысл индивидуального опыта из- вестен только самому индивиду. Полное и непосредственное знание и проникновение в мир опыта возможно лишь потенциально. Субъект взаимодействует с окружением так, как оно дано ему в опыте и восприятии. Именно сфера восприятия событий является ре- альной. Иными словами, человек реагирует не на какую-то абсолют- ную реальность, а на свое восприятие этой реальности.56 В психологическом смысле реальность — это личный мир воспри- ятий человека. В психотерапии изменение сферы восприятия, психи- ческой реальности приводит к изменению реакций человека. Напри- мер, пока родитель воспринимается как доминирующий, реакции ре- бенка остаются соответствующими этому восприятию. Субъект имеет одну основную тенденцию и стремление — акту- ализировать, сохранять и укреплять организм как средоточие опыта, развиваться в направлении зрелости. Личность движется в сторону большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии. «Понятие самоактуализации означает тенденцию организма вырастать из простого существа в сложное, про- двигаться от зависимого существования к независимому, переходить от фиксации и ригидности к возможности изменения и свободе выраже- ния. Понятие включает в себя стремление каждого человека удовлетво- рять потребности или снижать напряжение, но оно особенно подчерки- вает те удовольствия и удовлетворенности, которые вызывает деятель- ность, способствующая росту организма» (Первин, Джон, 2000, с. 209). Эта потребность в самоактуализации заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. В этом отклонении и кроет- ся источник аномалий поведения. Чем больше проявлений опыта до- ступны сознанию, тем больше у человека возможностей отразить об- щую картину своего феноменального мира в поведении; чем меньше защитных, искажающих содержание опыта представлений, тем адек- ватнее они выражаются в общении. Операционализация данного конструкта — самоактуализация — была крайне затруднительна и не только для Роджерса, но все же именно он выделил такие ее показатели, как способность действовать независимо, уровень принятия себя, или уровень самооценки, приня- тие своей эмоциональной жизни и доверие в межличностных отноше- ниях. Показатели по этим шкалам коррелируют с показателями здо- ровья и самооценки по другим опросникам. К идее о стремлении к самоактуализации Роджерс пришел на ос- нове своей работы с клиентами. Дополнительным источником при- нятия решения о единственно существующей силе, способной управ- лять человеком, был критический анализ исследования, проведенного Чарльзом Моррисом. В ходе опроса студентов из шести стран о пред- почитаемом пути жизни были выделены пять измерений: предпочте- ние человеком ответственности, нравственности и сдержанного учас- тия в жизни; удовлетворение от решительных действий в преодоле- нии преград, инициативность в решении проблем; самодостаточность 57 внутренней жизни, богатое и развитое самосознание; восприимчи- вость к людям и природе, наличие внешнего источника вдохновения; чувственное удовольствие и наслаждение, получение удовольствия от сиюминутных событий, открытость жизни без напряжения. Роджерс, оценивая результаты исследования Морриса, выразил сомнение в универсальности этих жизненных целей: «В соответствии с моими наблюдениями в процессе психотерапии, когда люди борют- ся за поиск своего собственного образа жизни, у них скорее всего воз- никают общие черты, которые любое определение, описанное Морри- сом, не может полностью схватить» (Роджерс, 2002, с. 894–895). Точка зрения самого К. Роджерса состояла в том, что основная жиз- ненная цель прекрасно выражена словами Серена Кьеркегора о том, что- бы «быть тем Я, которое истинно». В практике работы с клиентами Род- жерс обнаружил следующие особенности их поведения, которые и ука- зывают на существование этой общей тенденции — самоактуализации. Ими являются: • тенденция ухода от того Я, которым клиент не является, на- званная стремлением «прочь от фасада»; • отдаление от образа того, кем клиент «должен быть» («прочь от “должен”»); • движение от общественных ожиданий («прочь от соответствия ожиданиям»); • стремление быть собой («прочь от стремления угождать другим»). Одной из наиболее выраженных тенденций самоактуализации является стремление человека к независимости как способности вы- бирать цели, к которым он сам хочет стремиться. Такая способность предполагает умение брать ответственность на себя и осуществлять самоуправление. Вторая особенность — чувствительность к процессу, изменениям и снижение потребности в борьбе «за результат и конеч- ные состояния». Третья характеристика самоактуализации находит отражение в умении быть открытым к сложным и противоречивым чувствам, оценкам, действиям, избегая их частичного или защитного проявления. Эту тенденцию К. Роджерс обозначил как «движение к тому, чтобы становиться всей сложностью меняющегося Я в каждый значимый момент» (Роджерс, 2002, с. 902). Четвертая особенность — это открытость опыту, к «дружественному, близкому отношению» к нему. Описывая четвертую характеристику, Роджерс сравнивает свои взгляды с идеями Маслоу, указывая на то, что они схожи, поскольку последний также утверждал, что «легкое вхождение в реальные чувс- тва, их близость к принятию и спонтанности, свойственным животным и детям, подразумевает важность осознания собственных импульсов, стремлений, мнений и вообще всех субъективных реакций» (цит. по: 58 Роджерс, 2002, с. 904). Остальные особенности взаимно дополняют друг друга. Это — принятие других людей и доверие к своему Я. Основанием невроза служит рассогласование, неконгруэнтность истинного содержания личности (опыта) и его «Я-концепции», са- мости, которое и приводит к фрустрации естественного стремления личности к самоактуализации. Преодоление этого рассогласования происходит путем интеграции, когда все сенсорные и внутренние пе- реживания могут осознаваться посредством четкой символизации и организовываться в единую систему, внутренне совместимую со структурой самости и соотносимую с ней. Итак, быть истинным Я, по Роджерсу — «это становиться самой ценной частью жизни человека, когда он сможет свободно двигаться в любом направлении. Это не просто интеллектуально ценностный набор, но, скорее всего, лучшее определение поискового, пробующего, нечеткого поведения, с помощью которого он, исследуя, движется к тому, кем действительно хочет быть» (Роджерс, 2002, с. 906). Роджерс специально замечает, что быть собой вовсе не значит раз- рушить себя, выпустив на свободу внутреннего зверя. Истинный гнев не несет разрушений, искренний страх не поедает, а спонтанно обна- руживаемая лень и сексуальное желание не угнетают и не совращают человека. По-видимому, «причина заключается в том, что чем больше он может позволить своим чувствам течь и принадлежать ему, тем бо- лее соответствующие места они занимают в общей гармонии чувств… Когда он живет и принимает всю сложность своих чувств, тогда они действуют в созидательной гармонии, а не сбрасывают его на какой- нибудь неконтролируемый дурной путь» (Роджерс, 2002, с. 908). Для Абрахама Маслоу быть самим собой тоже означает способ- ность самоактуализироваться. «Термин “самоактуализация”, изоб- ретенный Куртом Гольдштейном… употребляется в этой книге в не- сколько более узком, более специфичном значении. Говоря о самоак- туализации, я имею в виду стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идиосинкразии, к идентичности» (Маслоу, 2001, с. 90). Книга, о которой идет речь — «Мотивация и личность» — посвящена динамическому подходу к мотивации, рассматривающему человека с точки зрения его непрерывного изменения и развития. «Пиковым» переживанием личности является переживание своей самости, идентичности, цельности. Оно возникает при выраженной потребности человека самоактуализироваться, «понимаемой как не- прерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной 59 изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интег- рации, или внутренней синергии личности» (Маслоу, 1997, с. 90). Самоактуализирующиеся люди — это здоровые личности. Они имеют общие черты, которые заключаются: в высшей степени воспри- ятия реальности; в способности принимать себя и других людей таки- ми, какие они есть; в повышенной спонтанности; в развитой способ- ности концентрироваться на проблеме; в способности к автономии; в богатстве и естественности эмоциональных реакций; в часто возника- ющих «пиковых» переживаниях; в способности к общению с любым человеком; в демократичной структуре характера; в высоких творчес- ких способностях и в изменениях в системе ценностей. Самоактуализация — это отчасти теоретический, гипотетический конструкт. Прежде всего, как говорит сам Маслоу, потому что не мно- го найдется людей, которые могли бы послужить образцами самоак- туализирующейся личности. Так же как феномен фикционного фи- нализма у Адлера, самоактуализация у Маслоу — это идеальная цель, которую, пожалуй, невозможно выразить в конкретных, операцио- нальных единицах. Самоактуализация — это состояние души. «В основании системы ценностей самоактуализирующегося человека лежит его философское отношение к жизни, его согласие с собой, со сво- ей биологической природой, приятие социальной жизни и физической реальности» (Маслоу, 2001, с. 254). Ценности такого человека имеют ярко выраженную индивидуальную окраску. Они прямо не заимствованы из общественного сознания, не являются простой калькой хорошо нам из- вестных нравственных постулатов и тем более не являются наследника- ми религиозных догм. Они представляют собой экспрессивный феномен, отражающий сущностные характеристики данной личности, ее самость. Такие люди спонтанны в своих мыслях, чувствах, действиях, поэ- тому, само собой разумеется, что самоактуализация предполагает и самореализацию. Обычно последняя понимается как спонтанное рас- крытие и приложение своих потенциальных возможностей. В свою очередь, самореализация обязательно предполагает наличие само- актуализации. Самореализация — это не только развитие своих спо- собностей и талантов, но и поиск способов адекватного приложения собственных сил, умений, знаний, себя самого. По мнению Маслоу, самоактуализация и есть потребность в само- развитии, и в самовыражении, и в самовоплощении. Иными словами, все перечисленные нами особенности являются синонимами самоак- туализации. По Маслоу — это родовое понятие, которое, если гово- рить о процедурных сторонах самоактуализации, будет «разложено» на отдельные составляющие: самораскрытие, самопонимание, само- выражение, самовоплощение и саморазвитие.60 Самоутверждение личности рассматривается Маслоу как предтеча самоактуализации. Всем хорошо известен принцип, согласно которому человек прихо- дит к наивысшему стремлению, к самоактуализации. Этот принцип (в различных его модификациях) заключается в иерархии препотентности базовых потребностей. «В качестве главного динамического закона, при- водящего в движение эту иерархию, мы выдвинули принцип актуализа- ции потребностей более высоких уровней по мере удовлетворения пот- ребностей более низких уровней. До тех пор, пока не удовлетворены фи- зиологические потребности, именно они играют доминирующую роль в организме, именно им подчинены все его силы и способности, именно они организуют их и направляют к единственной цели — к удовлетворе- нию. Но, получив удовлетворение, пусть даже не полное, эти потребнос- ти отступают на задний план, уступая место потребностям следующего уровня, и теперь уже эти, более высокие потребности доминируют в ор- ганизме и руководят поведением человека (человек теперь стремится не к утолению голода, а к безопасности). Этот же принцип действует и в отношении других групп потребностей — потребностей в любви, в само- уважении и в самоактуализации» (Маслоу, 2001, с. 107). Из перечисленных выше пяти уровней иерархии потребностей чет- вертый уровень представлен потребностью в самоуважении. Маслоу еще называет ее потребностью в признании. «Каждый человек (за ред- кими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собствен- ных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя» (Маслоу, 2001, с. 88). Маслоу разделил потребности в признании на два класса: потребность в достижении (уверенности, независимости, свободе) и потребность в престиже (завоевании статуса, внимания, признания, славы). Абрахам Маслоу относил потребность в уважении к наиболее высоким человеческим стремлениям, полагая, что ее удовлетворе- ние связано с поддержанием уверенности человека в себе, силы, по- лезности, значимости. Два класса потребности в признании, с нашей точки зрения, указывают на разные пути ее удовлетворения. Один путь — собственные достижения, другой — завоевание престижа. И тот, и другой способствуют усилению или поддержанию чувства собс- твенной ценности, однако каждый — разными способами. В первом случае путь достижения (конструктивного превосходства, по Адлеру) обеспечивает человеку переход к более высоким ценностям и потреб- ностям — к самоактуализации, к стремлению быть тем, кем он может быть. Во втором — путь престижа, славы, стремления быть автори- тетным создает впечатление получения общественного признания, которое не всегда соответствует истинному предназначению челове- ка. Если они совпадают (статус и предназначение), то дорога к само- актуализации может быть открыта, если нет, то возможны серьезные препятствия на пути достижения внутреннего ощущения собствен- ной компетентности. «Теологические дискуссии о гордости и горды- не, многочисленные теории глубинной диссоциации (или несоответс- твия собственной природе), выдержанные в духе философии Фром- ма, роджерсовские исследования «Я», работы таких эссеистов, как Эйн Рэнд… способствуют все более глубокому пониманию опасных последствий нереалистической самооценки — самооценки, построен- ной только на основании суждений окружающих и утратившей связь с реальными способностями, знаниями и умениями человека. Можно сказать, что самооценка лишь тогда будет устойчивой и здоровой, ког- да она вырастает из заслуженного уважения, а не из лести окружаю- щих, не из факта известности или славы» (Маслоу, 2001, с. 89). Удовлетворение потребности в признании, по Маслоу, последний шаг к потребности в самоактуализации. Видимо именно так и надо понимать степень сходства между различными «само»: самоутвержде- нием, самореализацией, самоуважением, самоактуализацией и проч. Вклад гуманистической психологии в развитие идеи самоутверж- дения личности состоит в том, что они расширили систему методоло- гических принципов, рассматривая личность как субъекта собствен- ной жизни, способную к самореализации и саморазвитию, раскрытию своей истинной природы. Особенность гуманистических психологов заключалась в придании положительного статуса искомой пробле- ме, в понимании самоутверждения как одной из базовых личностных потребностей, как основы самоактуализации личности. Потребность в признании получила разную трактовку в зависимости от уровня са- моуважения, ценности и значимости личности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Гуманистическая парадигма: потребность в признании и самоактуализация» з дисципліни «Самоствердження підлітка»