ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Самоствердження підлітка

Психоаналитическая парадигма: постановка проблемы
37
2.1. Психоаналитическая парадигма: постановка проблемы
Первые, наиболее систематические исследования проблемы само-
утверждения личности были проведены в русле психоанализа.
Альфред Адлер — один из последователей Фрейда, заменивший в
своих предпочтениях классическую теорию драйвов на теорию само-
утверждения личности. Адлер известен своим интересом к проблеме
неполноценности органов, которая, по существу, и стала тем запуска-
ющим механизмом, благодаря которому как бы сами собой появились
остальные, аранжирующие ее феномены.
Идея неполноценности и компенсации стимулировала Адлера к со-
зданию новой теории мотивации, где бы фигурировали не сексуальное
желание и потребность в безопасности, а стремление к превосходству.
В истории науки проблема самоутверждения человека обсужда-
лась давно. Ее первыми исследователями были философы. Известны
учение И. Канта об абсолютном достоинстве личности, об «умопости-
гаемом характере», о свободе; идеи А. Шопенгауэра о мировой воле;
система взглядов Ф. Ницше о воле к власти, о сверхчеловеке. Но
именно Адлер сделал удачную попытку создать, возможно, в каком-
то отношении и спорную, но законченную психологическую теорию
самоутверждения личности.
А. Адлер был последователен в разработке собственной концеп-
ции, существенно дополняя, но кардинально не реконструируя ее.
Подводя итог полутора десятилетиям своей психологической теории
в целом, Адлер писал: «…Каждый шаг вперед логично вытекал из на-
ших основных положений. До сих пор не возникало необходимости
изменять что-либо в теоретических построениях или подпирать их
положениями иного рода» (Адлер, 1997а, с. 28).
Выходом в 1912 г. книги «О нервическом характере» Адлер заявил
о себе как самостоятельный исследователь, предметом интереса ко-
торого явилась «индивидуальная психология». Базовые положения
этой работы основывались на более ранних исследованиях, результа-
ты которых были опубликованы еще в 1907 г. в «Очерке о неполно-
ценности органов».
Принимая некоторые положения концепции З. Фрейда, Адлер,
тем не менее, сформулировал собственные принципы построения те-
ории личности, которыми являются:
1. Холистические представления о личности.
2. Целевой детерминизм.
3. Активность личности, поведение которой побуждается стрем-
лением к превосходству, совершенству.
4. Социальная природа человека.38
Для нас существенно то, что Адлер стал рассматривать потреб-
ность в самоутверждении (в превосходстве, в признании) как сущнос-
тную потребность человека, изучение которой уже не могло оставать-
ся на уровне идиографического толкования. Требовалась разработка
универсальной психологической теории, которая и была создана.
«Индивидуальная психология как наука развивалась из настойчивого
стремления постичь таинственную творческую силу жизни, силу, ко-
торая воплощается в желании развития, борьбы, достижения превос-
ходства и даже компенсации поражения в одной сфере стремлением к
успеху в другой. Эта сила телеологическая, она проявляется в устрем-
ленности к цели, в которой все телесные и душевные движения про-
изводятся во взаимодействии» (Адлер, 1997б, с. 26−27). Более того,
эта сила обеспечивает интегрированное единство личности, в котором
одно и то же жизненное явление представлено в разных планах, на-
пример, в прошлом, настоящем и будущем.
Несмотря на верность Адлера своим идеям, его сущностные теоре-
тические положения, например, положение о врожденном стремлении
человека, постоянно пересматривались. Первоначально он исходил из
того, что фундаментальной потребностью человека является стремле-
ние к агрессии. В 1908 г. в статье «Агрессивное влечение в жизни и
в неврозе» Адлер утверждал, что с первых секунд жизни человек от-
носится к окружающей среде враждебно. Именно поэтому, как считал
Адлер, возникает необходимость ввести термин «агрессивный сти-
мул», при этом он специально пояснил, что этот стимул не является
чем-то узким, полностью замкнутым на определенной болезни чело-
века, но принадлежит «к тотальной структуре, представляющей собой
сверхорганизованное психологическое поле, в котором связаны все
стимулы» (Ansbacher, Ansbacher, 1956, с. 34).
Положение об агрессивной направленности человека как его ба-
зовой потребности не получило подтверждения. Оно мало что объяс-
няло и, скорее, само нуждалось в обосновании. Адлер стал рассматри-
вать агрессию как частный случай более общей тенденции. Вслед за
Ф. Ницше он назвал ее потребностью во власти, а позднее потребнос-
тью в превосходстве, совершенстве.
Одно из центральных положений теории Адлера — физическая не-
полноценность, которая выражается в наличии у человека телесного
дефекта. Было замечено, что подобный дефект (врожденная слабость)
в сочетании с потребностью в превосходстве «может стать импульсом
к преодолению изначально тяжелой исходной ситуации» (Зеельманн,
2004, с. 47).
Обратившись к проблеме неполноценности органов (поначалу ор-
ганов зрения), Адлер распространил свои взгляды на аномалии дру-39
гих органов, а затем на проблему слабости одного органа в сравнении
с другим. Он стремился рассматривать неполноценность «без нега-
тивной оценки — как незрелость, изменение, задержку в развитии или
росте органа…» (Зеельманн, 2004, с. 45).
Безусловной заслугой Адлера было развитие идеи о чувстве непол-
ноценности, которое становится аранжировкой физического дефекта и
стимулом личностного роста, и являет собой важнейший факт психи-
ческой жизни человека. Умеренное чувство неполноценности стиму-
лирует развитие человека, позволяя ему выбирать способы совершенс-
твования — компенсацию, сверхкомпенсацию и проч. Сильное чувство
неполноценности ограничивает возможности, лишает человека спо-
собности варьировать, управлять собой, активизировать собственные
внутренние ресурсы. Последний путь — путь невротического разви-
тия, где потребность в самоутверждении проявляется как стремление
к превосходству над людьми на фоне фрустрации собственной пот-
ребности в совершенствовании. Человек «становится мелочным, нена-
сытным, бережливым, старается расширить границы своего влияния и
власти все дальше во времени и пространстве — и теряет при этом объ-
ективность и душевный покой, которым... прежде всего обязан своим
психическим здоровьем и способностью к действию. Все больше под-
нимается в нем недоверие к себе и другим…» (Адлер, 1997а, с. 36). Пот-
ребность невротика в защите своего превосходства влияет так сильно,
что каждое душевное состояние содержит в себе одно желание: осво-
бодиться от своей слабости, обрести уверенность, силу, любыми (даже
самыми безнравственными) способами превзойти всех. Со временем
формируются комплекс неполноценности и комплекс превосходства.
Эти два комплекса естественным образом связаны между собой. Вы-
являя комплекс неполноценности, мы одновременно обнаруживаем
комплекс превосходства, и наоборот, наблюдая у человека черты, ука-
зывающие на наличие комплекса превосходства, мы обнаруживаем бо-
лее или менее скрытым комплекс неполноценности.
Итак, источником активности человека является его «неполноцен-
ность» или неудовлетворенность достигнутым. Адлер говорил: «Быть
человеком — значит обладать чувством неполноценности; давление
природы, жизненных тягот, жизни в обществе, бренности человека
слишком сильно, чтобы кто бы то ни было сумел избавиться от этого
чувства» (Адлер, 1997б, c. 215). В соответствии с принципом целевого
детерминизма руководствуясь «фиктивной» (т.е. реально недостижи-
мой) жизненной целью, человек всегда будет испытывать неудовлетво-
ренность, и стремиться справиться с нею доступными ему способами.
Важным выводом, к которому приходит Адлер, является положе-
ние о том, что чувство неполноценности формируется на основе меха-40
низма «сравнения себя с другими», оценки способности «вписаться в
общество, в котором он в данный момент находится». Данный аспект
теории был заявлен как идея, и не был достаточно хорошо прорабо-
тан. В авторской теории самоутверждения личности мы придали ему
гораздо бόльший вес, чем это сделал Адлер.
Индивидуальными вариантами снижения чувства неполноценнос-
ти являются сочетание чувства общности (или социального интереса)
с жаждой личного превосходства. «Оба эти основных фактора проявля-
ются как социальные образования, первый как врожденное, укрепляю-
щее человеческую общность, второй как приобретенное, как вполне по-
нятное желание использовать общность для достижения собственного
превосходства… Его (человека.— Н.Х.) телесность требует от него еди-
нения; язык, мораль, эстетика и человеческая сопричастность являются
реальными требованиями совместной человеческой жизни. Эти нераз-
рывно связанные друг с другом реальности атакует или же пытается по-
хитрому обойти стремление к личной власти» (Адлер, 1995, c. 17−18).
Самоутверждение по Адлеру существует в двух качественно раз-
личных видах. В одном результат фиктивен (иллюзорен) и значим
только для данного субъекта, в другом, напротив, результат реален и
социально значим. Самоутверждение первого типа характерно для не-
вротиков. Оно предполагает, что человек вырабатывает в себе чувство
(комплекс) превосходства, который может стать одним из способов
избежать своих трудностей. Человек с комплексом неполноценности
стремится казаться лучше, чем он есть на самом деле, и этот фальши-
вый успех компенсирует чувство неполноценности, ставшее для него
невыносимым. У нормального человека комплекс превосходства от-
сутствует. Он удовлетворяет свои желания, участвуя в общественно
полезных делах, его действия приносят пользу и его активность конс-
труктивна. Комментируя Адлера, Курт Зеельман пишет: «Главное для
человека — потребность в принадлежности к другим людям… Вмес-
то стремления к самоутверждению, вместо честолюбивого желания
превосходить других, ведущего лишь к усиленной конкуренции, мы
должны говорить о стремлении к преодолению собственных недостат-
ков и трудностей» (Зеельман, 2004, с. 49−50).
Так Адлеру удалось построить теорию самоутверждения личности,
которая, с одной стороны, была логически стройной, единой конструк-
цией (отчасти это было результатом наличия в ней общих понятий,
пронизывающих всю теоретическую структуру: «стремление к превос-
ходству», «чувство неполноценности», «чувство общности» и т.д.), а
с другой стороны, учитывала многообразие реально существующих и
подчас столь непохожих друг на друга видов самоутверждения.
На этом открытия в области психоанализа, связанные с искомой 41
проблемой, не были завершены. Сама постановка вопроса не вызыва-
ла особых возражений, менялась его суть. Исследователей не устра-
ивала простая констатация связи между тремя феноменами — непол-
ноценностью, социальным интересом и самоутверждением. Возникла
потребность в раскрытии глубинных личностных механизмов, опре-
деляющих Эго-стратегии самоутверждающегося человека.
Следующей известной фигурой в психоанализе, занимавшейся
проблемой идентичности, был Эрик Эриксон. Его эпигенетическая те-
ория личности хорошо известна. Остановимся на некотором нюансе,
который он обнаружил в ходе психотерапевтической работы и кото-
рый имеет не только сугубо практическое значение, но важен и с тео-
ретической точки зрения.
Речь идет, казалось бы, об обратном самоутверждению феномене,
который называется сопротивлением идентичности. Согласно Эрик-
сону, идентичность — это твердо усвоенный и личностно принима-
емый образ себя. В процессе личностного роста или в ходе психоте-
рапевтической работы представление о себе может меняться. Именно
изменение представлений о себе, с нашей точки зрения, и обеспечи-
вает основу самоутверждения личности. Однако процесс изменения
идентичности может вызывать не только позитивные, но и негатив-
ные чувства. В таких случаях клиент (человек вообще) испытывает
страх личностного роста, сопровождаемый ощущением потери себя
и тревогой поглощения другим человеком. В работе «Идентичность:
юность и кризис» Эриксон, обобщая некоторые свои наблюдения,
описывает феномен сопротивления идентичности, который является
универсальной формой сопротивления. В своей обычной, неакценту-
ированной форме сопротивление идентичности проявляется в страхе
пациента перед аналитиком, который в его представлениях обладает
особой личностью, квалификацией, умом, прозорливостью и проч., и
именно поэтому «может случайно или преднамеренно разрушить сла-
бое ядро идентичности пациента и навязать тому свое собственное»
(Эриксон, 1996б, с. 224). В подобных случаях пациент на протяжении
всего курса психоанализа может или сопротивляться возможному
вторжению в его идентичность ценностей психоаналитика; или инт-
роецировать из идентичности психоаналитика больше, чем он может
переработать; или он может прекратить посещать сеансы психоанали-
за и на всю жизнь остаться с чувством, что он не обрел чего-то сущес-
твенного — того, что обязан был дать ему психоаналитик.
В особых случаях, при острой спутанности идентичности сопро-
тивление становится основной и серьезной проблемой психотерапев-
тической работы. «В этих случаях пациент саботирует коммуникацию
до тех пор, пока не примет решения о некоторых основных (пусть 42
противоречивых) результатах. Пациент настаивает на том, чтобы
психотерапевт принял его негативную идентичность как реальную
и необходимую (такую, какова она есть или, скорее, какой была), не
считая, что такая негативная идентичность — “это все, что в пациенте
есть”» (там же, с. 225), а терапевт должен терпеливо доказывать, что
он понимает пациента, сохраняя привязанность к нему. В этой цитате
Эриксона сопротивление понимается как защитная мера против обид
и, в конечном счете, против опасности дезинтеграции Я. На описа-
тельном уровне сопротивление идентичности и принцип безопаснос-
ти сходны с нарциссической защитой. Такое сильное сопротивление
идентичности встречается у тех пациентов, которые не признают себя
больными и не хотят вылечиться.
Этот вроде бы не относящийся к нашей теме феномен сопротив-
ления идентичности на самом деле имеет важное значение для пони-
мания проблемы самоутверждения личности. Он означает нежелание
кардинальных изменений ценности Я, стремление быть верным само-
му себе, даже если подобная преданность служит не во благо, а во вред
человеку. Сопротивление идентичности основано на утверждении
незыблемости своей личности, на принятии, быть может, малоэффек-
тивных, но ставших привычными способов функционирования. Ду-
мается, что тезис о самоутверждении через изменение ценности Я (в
противовес сопротивлению идентичности) сближает две и так доста-
точно схожие темы — самоутверждение и самоактуализацию индиви-
да. Постоянное определение и переопределение своей личности, а так-
же ее утверждение, по-видимому, и представляет собой процесс само-
актуализации. Сопротивление идентичности (при всей иллюзорности
ощущения, что тем самым человек остается самим собой), наоборот,
препятствует тому, чтобы субъект стал тем, кем он может быть.
«Сопротивление идентичности представляет собой вершину чело-
веческой способности к самоутверждению любой ценой, даже ценой
отрицания принципа биологического самосохранения. В определен-
ный момент, хотя и несколько мимоходом, Фрейд... отнес к функциям
Я не только самосохранение, как он делал ранее, но и самоутвержде-
ние (это различие пропало в «Стандартном издании», так как Стрэчи
перевел оба немецких слова — Selbsterhaltung и Selbstbehauptung —
как «самосохранение»). Наличие этого человеческого качества яв-
ляется непременным условием для тех, кто считает более значимым
самоутверждение в достижении идеалов, сохранение собственной
жизни или же самопожертвование ради доброго дела» (Томэ, Кэхеле,
1996б, с. 252). Самоутверждение такого рода основано на свободе лич-
ности, ее способности двигаться вперед и развиваться. В тех случаях,
когда самоутверждение базируется на сопротивлении идентичности, 43
возникают серьезные основания предполагать, что индивид скорее за-
висим, чем свободен в своих решениях, поскольку переживает тревогу
по поводу развития и изменения собственного Я.
Самоутверждение путем самоотрицания, о котором пойдет речь в
следующих главах, и является, как нам думается, следствием сопро-
тивления идентичности.
Другой способ самоутверждения личности — утверждение Я путем
доминирования, описывается в литературе чаще. Связь самоутвержде-
ния и агрессии обоснована в работах Харальда Шульц-Хенке как одно-
го из выдающихся представителей неопсихоанализа. Стоя на позициях
классического психоанализа З. Фрейда, он тем не менее отказывался от
теории либидо в пользу изучения автохтонных «догенитальных» пере-
живаний, противопоставляя «сексуальным потребностям другие пере-
живания побуждения». Он описывает интенциональные импульсы, ре-
тентивные или анальные желания, переживание агрессивного побужде-
ния, уретральное и сексуальное влечения. Именно агрессивное побуж-
дение Шульц-Хенке соотносит со стремлением к самоутверждению.
Развитие ребенка и созревание его моторики обеспечивают ему воз-
можность редукции напряжения. Оно происходит благодаря актуали-
зации так называемого «моторного стремления к разрядке». Активные
действия ребенка не всегда могут иметь позитивную направленность.
Случайные, импульсивные движения нередко приводят к беспорядку,
разрушениям. Поддержка близких способствует утверждению ребен-
ком своего Я. В этом случае действия ребенка можно квалифицировать
как агрессию, хотя на самом деле «ad-gredi» («агрессия» в переводе с
латинского) означает всего лишь «движение к», т.е. приближение. Если
же движение влечет за собой разрушение предмета, оно наносит ущерб,
вред, ad-gredi становится агрессией в собственном смысле слова.
Если ребенку благодаря его моторным навыкам удается «разру-
шить» предмет, например, уронить башню, то он испытывает чувство
триумфа. Если в ответ на свои действия он получает поддержку ок-
ружения, то чувство триумфа даже усиливается. Поэтому, согласно
Шульцу-Хенке, возникает «естественная связь между ad-gredi, агрес-
сией и стремлением к самоутверждению…» (Цандер, Цандер, 2002, с.
310). Это первое значение агрессивности расценивается совершенно
нейтрально или даже позитивно: как радость, получаемая от активно-
го вмешательства, как ощущение собственной силы, способности вли-
ять, воздействовать, быть свободным.
Считается, что только после переживания «деструктивного» три-
умфа ребенок начинает созидать, получать удовольствие от успеха,
радость от труда, умения добиваться цели, действовать. «Радость от
труда вполне можно считать эквивалентом позитивной агрессии, и в 44
свою очередь здесь нетрудно установить связь со стремлением к само-
утверждению» (Цандер, Цандер, 2002, с. 310).
Опыт разрушения, который, по словам Шульца-Хенке, создает у
человека ощущение собственной силы, значимости, уверенности в ус-
пехе, и утверждается окружением, является позитивным фактором в
становлении противоположного по знаку действия — созидания. Че-
ловек, который в детстве не переживал ощущения триумфа, не будет
иметь соответствующих установок, необходимых ему для утвержде-
ния себя среди других людей.
Безусловно, важно, чтобы ребенок в это время получал поддержку
своих действий со стороны окружающих. Вследствие такой подде-
ржки он приобретает ощущение того, что его ценят другие, чувство
собственной значимости.
Для успешного функционирования личности это чувство призна-
ния является важнейшим компонентом переживания в целом. По сло-
вам Шульц-Хенке, ad-gredi, агрессия и признание составляют единое
целое, а потому к понятию переживания агрессивного побуждения
добавляется также термин «стремление к самоутверждению». Шульц-
Хенке указывает на то, что в стремлении к самоутверждению ребенка
преобладает моторно-экспансивный элемент. Чем старше становится
человек, тем реже он ведет себя моторно-экспансивно. «Вместо этого
на передний план выступают элементы внутренней установки, которые
в сочетании со спокойным поведением обеспечивают самоутверждение
на долгое время. Если в той или иной степени оно оказывается успеш-
ным, то постепенно развивается установка, которую лучше всего оха-
рактеризовать словом ”достоинство”» (Цандер, Цандер, 2002, с. 321).
Благодаря работам Альфреда Адлера, Эрика Эриксона и Харальда
Шульц-Хенке самоутверждение стали рассматривать как потребность
в признании личности окружающими ее людьми, как ощущение своего
человеческого достоинства. Самоутверждение обнаруживается в самых
разных проявлениях или стратегиях, которыми являются самоотрица-
ние, основанное на сопротивлении идентичности, ad-gredi, вызванное
активной реакцией приближения, и агрессия как ощущение собствен-
ной силы в результате нанесения ущерба другому. Различия в стратеги-
ях самоутверждения личности обусловлены опытом взросления ребен-
ка в целом, и опытом его взаимодействия с родителями, в частности.
Развитие ребенка в терминах эмпатийных отношений с родителя-
ми (особенно с матерью) является областью интереса Хайнца Кохута.
Теория Хайнца Кохута во многом строится на его новом подходе к
терапии, реконструирующем классическую технику. Особое внимание
уделяется эмпатийным отношениям, устанавливаемым между анали-
тиком и клиентом. Эти отношения позволяют восполнить дефицитар-45
ность Я, вызванную отсутствием эмпатического резонанса в ранних
детско-родительских отношениях.
Прямого указания на проблему самоутверждения личности
Х. Кохут не делал, однако его идеи относительно развития Я при ана-
лизе комплексных взаимоотношений ребенка с родителями сущест-
венно обогащают теорию самоутверждения личности.
По Кохуту, чувство Я — это переживание полноты, нефрагменти-
рованности и связности самости. Это чувство реальности самости ве-
дет и к субъективно ощущаемому благополучию, и улучшению фун-
кционирования. Нормальный нарциссизм проявляется в ощущении
своего величия, совершенства и целостности. Это происходит в ре-
зультате постепенного осознания реальных недостатков и ограниче-
ний самости вследствие «уменьшения влияния и силы грандиозных
фантазий». Чувство Я и его регуляция выводится Кохутом из нарцис-
сических Я-объектов, тогда как согласно Эриксону, например, чувство
идентичности имеет психосоциальную природу.
Особая роль в построении личности высшего порядка отводится
отношениям ребенка и матери. Способность матери к отзеркалива-
нию, создание эмпатического резонанса, «ликование матери как реак-
ция на ребенка (называние его по имени, когда она получает удоволь-
ствие от того, что он рядом, и от того, что он делает) в соответствую-
щей фазе подкрепляет развитие от аутоэротизма к нарциссизму — от
стадии фрагментированной самости (стадии ядер самости) к стадии
связной самости,— то есть способствует восприятию ребенком себя
как физического и психического единства, обладающего связностью в
пространстве и непрерывностью во времени» (Кохут, 2003, с. 136).
Оптимальные отношения с Я-объектами способствуют развитию
нормальной идеализации объектов, заменяя ею переживания гранди-
озности идеализированных родительских имаго. «Такая идеализация
в конечном итоге завершается — согласно терминологии Кохута —
“преобразующей интернализацией” идеализированного Я-объекта
в интрапсихическую структуру, порождающую Эго-идеал и способ-
ность Супер-Эго к идеализации, что сохраняет новый тип интернали-
зованной регуляции самоуважения» (Кернберг, 2000, с. 232−233).
Кохут рассматривает человеческие отношения и жизненный цикл
как историю бессознательных процессов поиска и нахождения объ-
ектов. Особая роль в этом процессе, как мы уже смогли заметить, от-
водится показу и отражению себя в глазах матери. По справедливому
замечанию Е.Т. Соколовой и Е.П. Чечельницкой (2001), «значимые
Другие в развитии личности остаются, скорее, схематичными фигура-
ми, важными только с точки зрения выполнения ими ролей: удовлет-
ворение либо фрустрация нарциссических нужд» (с. 21), и рассматри-46
ваются в терминах «эмпатии», «отзеркаливания», «трансмутирующей
интернализации».
Укрепление структуры Я не означает построение жестких границ
между Я и объектами, достижение безусловной сепарации от них;
скорее наоборот, оно означает бόльшую способность находить их и
использовать.
Нарушения нормального развития личности могут быть вызваны
утратой идеализированного родительского имаго вследствие реального
отсутствия матери, или ее эмоционального дистанцирования от ребенка
и т.д. Тогда, как утверждает Кохут, не происходит оптимальной интер-
нализации, ребенок не формирует необходимой внутренней структуры
и «его психика остается фиксированной на архаичном объекте самости,
а его личность всю жизнь будет зависеть от определенных объектов, в
чем можно усмотреть ярко выраженную форму объектного голода»
(Кохут, 2003, с. 63). В этом случае в процессе психотерапевтической
работы актуализируется так называемый идеализирующий перенос.
Идеализирующий перенос — это, по Кохуту, терапевтическая активация
всемогущего объекта (идеализированного родительского имаго).
Другие нарушения самоуважения связаны с формированием гран-
диозной самости. На начальных стадиях развития ребенок может вос-
принимать Я-объекты как продолжение своего собственного величия.
«Если же оптимальное развитие и интеграция грандиозной самости на-
талкиваются на препятствия, то эта психическая структура может отще-
питься от реальности Эго и/или отделиться от нее с помощью вытесне-
ния. Она становится недоступной внешнему влиянию, но сохраняется
в своей архаичной форме» (Кохут, 2003, с. 126). В психотерапевтичес-
кой ситуации переживания собственной грандиозности проявляются в
зеркальном переносе. Кохут выделял три формы зеркального переноса:
зеркальный перенос в узком значении слова, перенос по типу второго Я,
или близнецовый перенос, перенос путем слияния или поглощения.
Менее архаичным является зеркальный перенос в узком значении
термина. В этом случае пациент воспринимает аналитика как отде-
льного человека, но ценного только в той мере, в какой он нужен для
удовлетворения собственных амбиций и величия клиента. «В этом
узком значении слова зеркальный перенос представляет собой тера-
певтическое восстановление нормальной фазы развития грандиозной
самости, в которой свет в глазах матери, зеркально отражающий про-
явление детского эксгибиционизма, и другие формы материнского
участия и отклика на нарциссические эксгибиционистское наслажде-
ние ребенка укрепляют его самооценку, а постепенно возрастающая
избирательность этих ответов начинает направлять ее в реалистичес-
кое русло» (Кохут, 2003, с. 134).47
Другой формой зеркального переноса является перенос типа вто-
рого Я, или близнецовый перенос. В этом случае объект воспринимается
как «тождественный грандиозной самости или очень похожий на него».
Самым архаичным является перенос посредством расширения са-
мости. В этом случае «аналитик воспринимается как расширение
грандиозной самости, и к нему относятся лишь как к носителю гран-
диозности и эксгибиционизма грандиозной самости анализанда, а
также конфликтов, напряжений и защит, вызванных этими проявле-
ниями активированной нарциссической структуры» (Кохут, 2003, с.
132). Иными словами, это перенос по типу поглощения.
Начав свои исследования с патологических проявлений нарцисси-
ческой позиции личности, которая, как мы и говорили, вызвана недо-
статком эмпатии матери и проявляется в фиксации на стадии архаично-
го инфантильного грандиозного Я, а также в бесконечном поиске идеа-
лизированных Я-объектов, Кохут стал рассматривать любого человека с
позиции самоуважения и наличия чувства Я и отмечать, что стремление
к самоуважению, чувство связанности и непрерывности самости явля-
ются показателями нормально функционирующей личности. Психо-
логическая защита получила новое назначение. Теперь это не только
средство против тревоги, вызванной Ид, Эго и Супер-Эго, но и способ
поддержания непротиворечивого позитивного чувства собственного Я.
Общетеоретический подход к личности определил основную цель
психотерапевтического процесса. Она состояла в том, чтобы показать
пациенту, что «поддерживающее эхо эмпатического резонанса в этом
мире действительно есть».
Критические оценки теории Я Кохута касаются, во-первых, интер-
претации развития исключительно в терминах внутриличностной ди-
намики отношений, которые складываются между Эго и Я-объектами,
во-вторых, подчеркивания деструктивной роли родителей в процессе
развития ребенка, в-третьих, разделения (нарциссического) процесса
формирования Я и (инстинктивных) объектных отношений. По поводу
последнего замечания Отто Кернберг сказал следующее: «Я считаю, что
развитие нормального и патологического нарциссизма всегда включает
в себя взаимоотношения Я-репрезентаций с объект-репрезентациями
и с внешними объектами, а также конфликты инстинктов, в которых
участвуют как либидо, так и агрессия» (Кернберг, 2000, с. 239).
Основная заслуга психоаналитиков — представителей разных на-
правлений: индивидуальной психологии, психологии Я, неопсихо-
анализа — состояла в том, что они впервые сформулировали пробле-
му самоутверждения личности, найдя для нее достойное место среди
других проблем, которыми занимается глубинная психология. Общи-
ми принципами, на которых строились анализируемые теории, были принцип целостности, целевой регуляции поведения и активности
личности. Однако «системность», которая исходно заявлялась Адле-
ром в качестве принципа исследования, говорившим, что нет понятия
«отдельная личность», человека следует рассматривать во взаимоот-
ношениях с другими людьми, не была в полной мере применена к его
теоретическим построениям и эмпирическим выводам. Кроме того,
идея целевой детерминации, которая, казалось бы, открывала путь к
принципам системности и субъекта, по своим исходным признакам
походила на причинную детерминацию, где основная жизненная цель
была предопределена заранее и не осознавалась личностью.
В рамках психоаналитического подхода к проблеме самоутверж-
дения личности был разработан ряд важных вопросов, в частности
выдвинута идея стратегий самоутверждения личности, показано вли-
яние самоуважения на отношения личности с другими людьми (на-
пример, с психотерапевтом), обосновано положение о роли родителей
в формировании нормального нарциссизма.
При всем многообразии теорий и точек зрения можно сделать ряд
общих выводов. Во-первых, самоутверждение личности представляет
собой сложный комплекс когнитивных, эмоциональных и поведен-
ческих реакций, и поэтому не сводится ни к моторно-экспансивным
действиям самим по себе, ни только к чувствам (признания, достоинс-
тва, целостности), ни к когнициям. Во-вторых, самоутверждение лич-
ности определяется ощущением ценности собственного Я, его силы
и значимости; в-третьих, самоутверждение личности осуществляется
путем экстернализации своей ценности вовне с целью поиска одобре-
ния и поддержки со стороны.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психоаналитическая парадигма: постановка проблемы» з дисципліни «Самоствердження підлітка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Стандартизація в галузі телекомунікацій. Організації — розробники...
Аудит обліку витрат на закладання і вирощування багаторічних наса...
Аудит вибуття тварин
ВАЛЮТНИЙ РИНОК. ВИДИ ОПЕРАЦІЙ НА ВАЛЮТНОМУ РИНКУ
СТАДІЇ ТА ЗАКОНОМІРНОСТІ РУХУ КРЕДИТУ. ПРИНЦИПИ КРЕДИТУВАННЯ


Категорія: Самоствердження підлітка | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 2461 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП