яет не только на уровень активности человека, но и на успешность проявления этой активности, в частности — на эффективность деятельности. С силой мотива связана его устойчивость. Если она проявляется ситуативно, «здесь и сейчас», то говорят об упорстве, если устойчивость характеризует мотива- ционную установку, то говорят о настойчивости. М. Уинтерботтом (М. R. Winterbottom, 1958) показал, что сильномотивирован ные дети проявляют большее упорство в выполнении задания, чем слабомотиви рованные; у взрослых эта зависимость выражена слабее (Дж. Аткинсон и Г. Лит вин [J. Atkinson, G. Litwin, I960]) или вообще отсутствует (Е. Френч и Ф. Томас [Е. French, F. Thomas, 1958]). X. Хекхаузен (1986) показал, что сильномотивиро ванные и мотивированные на успех склонны планировать свое будущее на боль шие промежутки времени. Исторически изучение этого вопроса началось в первой четверти XX века в свя зи с исследованием влияния различной по силе стимуляции на уровень активности, силу эмоциональной реакции и эффективность научения. При этом под мотивацией понималось всякое стимулирующее воздействие на активность человека и живот ных, вплоть до введения фармакологических препаратов. Было выявлено, и прежде всего опытами Йеркса и Додсона (1908) по различению двух яркостей, что чрезмер ная стимуляция приводит к замедлению скорости научения. В эксперименте дава лась задача, предполагавшая три уровня различения; предусматривались и три уров ня стимуляции (мотивации): сильный, средний и слабый удары электрическим то ком как наказание за ошибку. Полученные при этом результаты представлены на рис. 15.1. По оси абсцисс от ложены уровни силы электрического тока, по оси ординат — число проб, необходи мых для достижения хорошего различения; три кривые соответствуют трем уров ням трудности задачи. Результаты эксперимента показывают, что в каждом случае имеется оптимум силы тока (мотивации), при котором научение происходит быст рее всего.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СИЛА МОТИВА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»