ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Мотивація і мотиви

МОТИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мотивы поступления в педагогический вуз и выбора профессии пе­
дагога (учителя, воспитателя детского сада и т. д.) разнообразны, причем некоторые
из них не соответствуют педагогической деятельности. Это обстоятельство давно
беспокоит педагогическую общественность и вузы. По данным многих опросов (со­
шлюсь для примера на работу А. Э. Штейнмеца, 1998), только от 30 до 45% посту­
пивших в педагогические вузы положительно относятся к профессии учителя. Око­
ло 40% поступают в вуз из-за интереса к тому или иному предмету («предметные
мотивы»), не имея интереса к учительской деятельности. От 13 до 22% студентов не
относятся позитивно ни к деятельности учителя, ни к профилирующему предмету,
мотивами поступления в вуз в данном случае являются либо стремление избежать
службы в армии (у юношей), либо престижность высшего образования (у девушек).
Часто мотивом поступления в педагогический вуз является его близость к месту про­
живания: педагогические вузы имеются во всех крупных городах России. К сожале­
нию, эта тенденция сохраняется уже в течение многих десятилетий и резко контра­
стирует с мотивами поступления молодежи в другие вузы — технические, медицин­
ские. Там около 65% молодых людей выбирают вуз из интереса к профессии.
К концу обучения учительской профессии только четверть студенток отмечают,
что учительствование — это их призвание (В. Б. Ольшанский, 1994).
А. К. Байметов, изучая мотивы педагогической деятельности, все их разнообра­
зие объединил в три группы:
1) мотивы долженствования;
2) мотивы заинтересованности и увлеченности преподаваемым предметом;
3) мотивы увлеченности общением с детьми («любовь к детям»).
По характеру доминирования этих мотивов автором выделены четыре группы
учителей: с доминированием долженствования (43%), с доминированием интереса 280 14. МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
к преподаваемой дисциплине (39%), с доминированием потребности общения с
детьми (11%) и без ведущего мотива (7%). По отзывам, последние имеют и самые
высокие квалификацию и авторитет. Было выявлено, что тип мотивации влияет на
характер и направленность педагогических требований учителя к учащимся. Разно­
сторонняя мотивация учителя характеризуется малым числом и гармоничностью
требований к поведению учащихся и усвоению ими учебного материала. Доминиро­
вание у учителя мотива долженствования приводит к предъявлению учащимся боль­
шого количества требований не только по усвоению учебного материала, но и дис­
циплинарного характера. Учитель с доминированием мотива увлеченности учебным
предметом в основном предъявляет требования к усвоению учебного материала. На­
конец, учитель с выраженной потребностью общения с детьми на фоне малого коли­
чества требований все же предъявляет больше требований к личности учащихся.
Можно предполагать, что доминирование той или иной мотивации или отсут­
ствие такового обусловлено склонностью учителей к тому или иному стилю руко­
водства. Так, А. К. Байметов отмечает, что доминирование мотива долженствова­
ния было у учителей, склонных к авторитаризму, доминирование мотива общения —
у учителей-либералов, а отсутствие доминирования того или иного мотива было у
учителей, склонных к демократическому стилю руководства.
По мере освоения педагогической профессии повышается потребность в профес­
сиональных знаниях. Например, по данным В. Н. Никитенко (1989) и Б. Фидлера
(В. Fiedler, 1976), у учителей в возрасте 25-30 лет возрастает потребность в психо­
логическом образовании и педагогических знаниях, так как во время обучения в вузе
этим знаниям они не придавали большого значения.
Н. В. Журиным (1991) изучалось отношение учителей к различным факторам их
педагогической деятельности (обследование проведено в 80-х годах). Было показа­
но, что удовлетворенность учителей своей профессией и местом работы у одних свя­
зывается в первую очередь с имеющейся в школе материальной базой, у других —
с достигаемыми в педагогической деятельности результатами, у третьих — с взаи­
моотношениями с администрацией, у четвертых — с заработной платой. С увеличе­
нием стажа работы в школе значимость различных факторов, влияющих на удовлет­
воренность местом работы, менялась. Для большинства начинающих учителей глав­
ную роль играет материальная база, позволяющая реализовать их знания и умения.
Вопрос о заработной плате на первом месте еще не стоит, очевидно в связи с тем,
что по сравнению со стипендией в вузе их доходы резко возросли. Определенную
роль играет, вероятно, и то, что большинство из них еще не имеют семьи, как специ­
алисты не сформировались и претендовать на многое пока не имеют морального пра­
ва. Однако при стаже 6-10 лет место работы ценится уже в связи с получаемой
заработной платой; возрастает и роль взаимоотношений с администрацией. У учи­
телей со стажем 11-15 лет место работы ценится в связи с достигаемыми результа­
тами и в меньшей степени — в связи с уровнем материальной базы школы. Очевид­
но, приобретенный опыт позволяет работать не только в хороших, но и в плохих
условиях.
У учителей-мужчин эта удовлетворенность больше всего обусловлена заработ­
ной платой, а у женщин — взаимоотношениями с администрацией и с достигаемы­
ми результатами (естественно, это относится к тем учителям, которые получают
заработную плату соответствующего уровня и в положенный срок).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «МОТИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит додаткового капіталу
Аудит збору на обов’язкове державне пенсійне страхування
СУЧАСНІ СИСТЕМИ МЕНЕДЖМЕНТУ ЯКОСТІ
Слово і його ознаки
Метафора і метонімія


Категорія: Мотивація і мотиви | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 1517 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП