Закрепление мотивов, связанных с трудовой деятельностью
Упрочение мотивов зависит от удовлетворенности работающих многими факторами трудовой деятельности. Это положение нашло отражение в ряде распространенных на Запа де теорий. В. Врум и 3. Диси (V. Wroom, E. Deci, 1972) выделяют «патерналист скую» концепцию мотивации трудовой деятельности. В соответствии с ней, чем больше удовлетворены люди своей работой, тем больше они будут побуждаться к ее выполнению, и чем больше награждать их, тем усерднее они будут работать. Воз награждения, которые используются при таком подходе, не зависят от продуктив ности деятельности работников, а получаются ими в силу принадлежности к данно му учреждению (организации, фирме, компании). Это различные дополнительные льготы: пенсии, субсидии на получение образования, отдых, организованный ком панией, и т. д.' Д. Макгрегор (D. McGregor, 1960) выделяет «теорию X», представляющую тра диционный подход к управлению, и «теорию У», разработанную им самим. Согласно 274 14. МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ первой, базирующейся на системе «научного управления» Ф. Тейлора, средний че ловек ленив, старается избегать работы, не любит ответственности. Поэтому его нужно постоянно принуждать, угрожая наказанием. Отсюда необходимость внеш него контроля за деятельностью работающих и их стимуляция в виде заработной платы, которая должна быть прямо связана с результативностью труда (индивиду альная сдельная система заработной платы). В ряде исследований показана эффек тивность такого подхода, однако часто рабочие сами ограничивают производитель ность своего труда, равняясь на групповые нормы. У. Уайт (W. Whyte, 1955) обнару жил, что лишь около 10% рабочих реагируют на систему индивидуальной оплаты труда и игнорируют влияние группы, направленное на ограничение продуктивнос ти. Многие американские психологи считают, что, используя только внешний конт роль за работой индивида, трудно удовлетворить его «эгоистические» (по А. Мас- лоу) потребности в самоуважении и самореализации. Кроме того, внешний контроль эффективен в том случае, когда имеются объективные методы оценки продуктивно сти (что имеет место при сравнительно простых операциях), но очень затруднителен при анализе деятельности специалистов технических служб и лиц, занятых управ ленческим трудом. Суть «теории У», сформулированной Д. Макгрегором в противовес «теории X», в следующем. При известных обстоятельствах работа сама по себе, независимо от дей ствия каких-либо внешних побудителей, может быть источником возникновения удовлетворенности, так как физический и умственный труд так же естественны для человека, как игра или отдых. При наличии соответствующих условий средний чело век не только принимает на себя ответственность, но даже ищет ее, стараясь исполь зовать свои творческие силы для решения задач, стоящих перед его организацией. Автор «мотивационно-гигиенической» теории Ф. Герцберг (F. Herzbergand oth., 1959) соединил две описанные выше концепции и выделил две группы факторов, влияющих на удовлетворенность своим трудом: «гигиенические», внешние по отно шению к процессу работы и самому работнику, и «мотивационные», присущие само му процессу работы. К первым Ф. Герцберг отнес заработную плату, условия труда, политику компании, деятельность администрации, взаимоотношения. Если данные факторы имеют негативный характер, то это приводит к неудовлетворенности чело века работой; при наличии же благоприятных «гигиенических» факторов возника ет, как полагает автор, не удовлетворенность, а лишь нейтральное состояние. Ко вторым, «мотивационным», факторам Ф. Герцберг относит достижения в работе, признание со стороны других вследствие этих достижений, интерес к работе как таковой, ответственность и продвижение по службе. При наличии этих факторов повышается удовлетворенность своей работой, мотивируется увеличение активно сти человека; в то же время отсутствие их не обязательно приводит к неудовлетво ренности работой. Таким образом, «гигиенические» факторы влияют на неудовлет воренность работой, а «мотивационные» — на удовлетворенность ею. Герцберг за ключает, что на предприятиях, с целью увеличения положительной мотивации персонала, администрация должна заботиться о благоприятном воздействии и тех и других факторов, но главным образом «мотивационных». Он считает, что люди, силь но мотивируемые самим характером работы, легче переносят неблагоприятные «ги гиенические» факторы и получают удовлетворение от своей работы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Закрепление мотивов, связанных с трудовой деятельностью» з дисципліни «Мотивація і мотиви»