Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профес сиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Отсюда и обилие работ в этом направлении (Л. И. Божович, 1969; Н. Г. Морозова, 1967; Л. С. Слави на, 1972; М. В. Матюхина, 1984; В. Э. Мильман, 1987; А. К. Маркова, 1984; Й. Лин- гарт, 1970; Э. Стоуне [Е. Stones, 1967] и др.), которые, впрочем, также несут на себе отпечаток недостатков во взглядах на мотивацию и мотив, существующих в психо логии. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловлива ющие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство дол га, интересы и т. п. Г. Розенфельд, (G. Rosenfeld, 1973), например, выделил следую щие контент-категории (факторы) мотивации учения: 1. Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету. 2. Обучение без личных интересов и выгод. 3. Обучение для социальной идентификации. 4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач. 5. Обучение по принуждению или под давлением. 6. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на обще принятых нормах. 7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни. 8. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях. Школьники наиболее высоко оценивают такие мотивы, как «хочу иметь зна ния, чтобы быть полезным обществу», «хочу быть культурным и развитым», «нра вится узнавать новое», «хочу продолжить образование», «хочу подготовиться к избранной профессии», «хочу радостно преодолевать трудности».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»