В младенческом возрасте ярко выражена потребность общения с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5- 6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, наруша ет эмоциональное, умственное и физическое развитие, приводит к неврозам. К концу первого года жизни у детей появляется довольно устойчивое стремле ние к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. Со второго года общение со сверстниками расширяется, а у 4-летних оно становится одной из ведущих потребностей. При этом у них возрастают само стоятельность и инициатива, т. е. поведение становится все более внутренне детер минированным. Как отмечает М. И. Лисина, содержание потребности в общении (а точнее было бы — мотива общения) на разных этапах онтогенеза может быть разным (не есть ли это лучшее доказательство того, что специфической первичной, базовой потребнос ти в общении нет и что потребность в общении — это потребность в способе удов летворения других потребностей ?). В первые 7 лет жизни ребенка содержание этой потребности состоит: у детей 2-6 месяцев от рождения — в доброжелательном вни мании, у детей от 6 месяцев до 3 лет — в сотрудничестве, у детей 3-5 лет — в ува жительном отношении взрослого, у детей 5-7 лет — во взаимопонимании и пере живании. Таким образом, с возрастом содержание потребности в общении (а точнее было бы сказать — содержание мотива общения) становится богаче, разнообраз нее. При этом меняется и значение взрослого как объекта общения. Для детей до 6 месяцев взрослый является источником ласки и внимания, а само общение имеет для ребенка личностный смысл. Для детей от 6 месяцев до 3 лет взрослый — это партнер по игре, образец для подражания, оценщик знаний и умений ребенка; обще ние с ним имеет деловой смысл. Для ребенка от 3 до 5 лет взрослый — это источник познания, эрудит, и общение с ним имеет познавательный смысл. Для детей 5-7 лет взрослый — это старший друг, и общение снова принимает личностный смысл. В младших классах ведущей снова становится мотивация общения со сверстни ками и формируется устойчивый круг ближайшего общения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ОБЩЕНИЯ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»