В каждом возрасте устанавливается своя иерархия потребностей, ведущие из которых определяют направленность личности, например гуманисти ческую (общественную) или индивидуалистическую. При этом мотивы обществен ной работы школьников с общественной направленностью могут существенно раз личаться от таковых у лиц, не имеющих такой направленности (рис. 9.2). Д. И. Фельдштейн (см. его классификацию направленности личности в разде ле 8.7) выявил, что большинство подростков (55%) характеризуются индивидуа листической акцентуацией. При этом пик индивидуалистической направленности приходится на средних подростков, а к старшему подростковому возрасту доля 2 0 0 9. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И СТРУКТУРЫ МОТИВА Рис. 9.2. Мотивы общественной работы школьников 1 — важное и необходимое дело, 2 — дает моральное удовлетворение, 3 — из-за чувства долга, 4 — заставляют. Незаштрихованные столбики — данные для школьников с общественной направленностью, заштрихован ные — без общественной направленности. индивидуалистов несколько уменьшается; общество, другие люди интересуют их опосредованно, через самих себя. Девочек с гуманистической направленностью зна чительно больше, чем мальчиков, в то же время больше мальчиков с эгоистической направленностью личности. Д. И. Фельдштейн связывает эти различия с социальны ми ролями, выработанными обществом для лиц мужского и женского пола. От жен щины общество ждет в большей степени дисциплинированности, исполнительно сти, чем самостоятельности и независимости, в большей степени способности сопе реживать, принимать чужую точку зрения, чем отстаивать свою. Женщина в большей степени должна быть лояльна, терпима, уметь прощать и уступать, что в значительной мере соответствует гуманистической направленности личности. Роль мужчины предписывает мальчику более мужественное, активное, самостоятельное и агрессивное поведение, большую независимость суждений и поступков. Таким об разом, его поведение более индивидуалистично. У младших подростков, по данным Д. И. Фельдштейна, самый высокий процент с индивидуалистической акцентуацией гуманистической направленности. Это, как считает автор, «остаточные» явления предыдущего возрастного периода: младшие школьники, как отмечают многие психологи, с готовностью откликаются на все виды совместной деятельности, с большим желанием помогают друг другу, ориентирова ны на интересы коллектива, хотя их коллективизм носит поверхностный характер и заключается в желании быть со всеми вместе. С депрессивной направленностью было 15% младших подростков, а с суицидальной — 9%.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»