ДОМИНИРУЮЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ
У новорожденных и младенцев, наряду с органическими потребно стями в пище, тепле и т. п., имеются и потребности, отражающие их психическую активность. Многие авторы (Л. И. Божович, 1968; М. Ю. Кистяковская, 1965; А. М. Фонарев, 1977 и др.) отмечают наличие у детей потребности во впечатле ниях. После рождения ребенок обнаруживает тягу к новым впечатлениям, жадно ловя лучи света, прислушиваясь к разным звукам, замирая от прикосновения к сво ему телу. При этом чем сложнее и необычнее объект, тем больше он приковывает внимание ребенка, тем дольше ребенок проявляет к нему интерес. С течением вре мени потребность во впечатлениях постоянно увеличивается (Ж. Пиаже, 1969; Д. Бруннер, 1971). Другой ярко выраженной потребностью детей, начиная с младенческого возра ста, является потребность в активности, отражающая «нужду» органа в актив-1 9 8 9. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И СТРУКТУРЫ МОТИВА ности («работа строит орган»). Дети постоянно придумывают себе занятия, перехо дя от одних манипуляций с предметами к другим, от одной игры к другой. Вялость ребенка, его пассивность служат признаком его болезненного состояния или дефек тов развития («анакликтическая депрессия» у детей с явлениями госпитализма, опи санная Р. Спиц). Еще одной потребностью маленьких детей является нужда в мате ринской заботе, ласке, нежности, любви, а она со временем трансформируется в потребность в поддержке и признании (Д. Б. Эльконин, 1989; Т. В. Драгунова, 1961; Л. И. Божович, 1968). С возрастом изменяется не только структура мотива (увеличивается число фак торов, учитываемых при формировании намерения), но и ее содержание за счет смены доминирующих мотиваторов, в частности доминирующих потребностей. Например, А. Маслоу считает, что у человека с момента рождения последователь но появляются и сопровождают взросление следующие семь классов потребностей (рис. 9.1): 1) физиологические (органические) потребности; 2) потребности в бе зопасности; 3) потребности в принадлежности и любви; 4) потребность в уваже нии (почитании); 5) познавательные потребности; 6) эстетические потребности; 7) потребность в самоактуализации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДОМИНИРУЮЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»