Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольни ков — игра — способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Возникают новые интересы и связанные с ними цели. При этом начинает реализовываться сфо- мулированный О. К. Тихомировым закон онтогенетического развития целеобразо- вания: постановка цели и ее достижение, первоначально разделенные между деть ми и родителями, затем объединяются в деятельности ребенка. Многие четырехлет ние дети, например, уже до рисования говорят, что собираются нарисовать, т. е. обозначают цель-объект. В пятилетнем возрасте уже 80% детей составляют пред варительный план рисунка, в шестилетнем — все дети при рисовании обозначают цель, т. е. то, что должно получиться. Такое постепенное формирование целенаправленности характерно и для других видов деятельности ребенка-дошкольника. Однако даже для 6-7-летних детей еше характерно окончательное оформление цели в их сознании по ходу выполнения дей ствия, что зависит от предметной ситуации и от «строительного» материала (фор мы, цвета кубиков при постройке дома). Все же важно отметить, что уже с 4 лет начинает проявляться смыслообразующая функция мотива, так как ребенок на чинает планировать смысл своей деятельности. В 4 года появляется соподчиненность потребностей, желаний. Они приобрета ют разную силу и значимость. Появляются доминирующие установки: у одних — престижные (эгоистические), у других, наоборот, — альтруистические, у треть их — на достижение успеха. Правда, у некоторых детей даже к 7 годам доминирую щие мотиваторы не появляются. Разнообразные интересы приобретают относительную устойчивость. Вследствие всего перечисленного начинает складываться индивидуальная мотивационная система (сфера) ребенка. В процессе игры со сверстниками дошкольники учатся подчинять свое поведе ние определенным правилам, вступающим в противоречие с их мимолетными жела ниями. Как отмечал Л. С. Выготский, в игре ребенок учится действовать в познавае мой, т. е. мысленной, а невидимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи. Этим облегчается пе реход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных же ланий, к мотивам-намерениям, связанным с самоконтролем. Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. В более старшем дошкольном возрасте ребенок начинает сдерживаться уже при воображаемом контроле других: образ другого человека по могает ему регулировать свое поведение вследствие предвидения осуждения, наказа ния. В последующем начинается усвоение этических норм, которые тоже учитывают ся ребенком при планировании своих поступков.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА» з дисципліни «Мотивація і мотиви»