Ряд психологов определяют интерес через внимание. Так, К. К. Платонов пишет, что интерес — это окрашенное положительной эмоцией сосредоточение внимания на определенном феномене. С. Л. Рубинштейн рассмат ривает интерес как сосредоточенность на определенном предмете мыслей, помы слов. Правда, не все согласны с таким пониманием интереса. А. Г. Ковалев считает, что интерес не совпадает с направленностью внимания; последнее может быть на правлено на объект не вследствие интереса к нему, а по обязанности, необходимо сти. Произвольное внимание меньше всего связано с интересом, заключает он. Последний довод А. Г. Ковалева неубедителен. Более правомерной представля ется позиция Б. И. Додонова, который считает, что интерес проявляется не просто во внимании к тем или иным фактам, а прежде всего в страстном и непреходящем увлечении определенной деятельностью. Таким образом, интерес и внимание, несомненно, связаны друг с другом, но в зависимости от того, что понимается под интересом, эта связь выглядит по-разно му. При любопытстве и процессуальных интересах связь эта тесная, так как в этом случае внимание является психофизиологическим механизмом проявления интере са 1 . При интересе-отношении внимание проявляется ситуативно, в момент актуа лизации этого интереса в сознании человека. Итак, анализ положения дел с пониманием сущности интересов как психологи ческих образований, имеющих мотивационное значение, показывает правоту мне ния А. С. Ананьина, что интереса как единого психологического явления нет. Мож но говорить о любопытстве как кратковременном проявлении интереса к чему-или кому-либо. Но можно говорить и об интересе-отношении, интересе-склонности как устойчивом образовании личности (интересе к искусству, науке, спорту, своей про фессии и т. д.). При этом интересы-отношения могут быть процессуальными (не посредственными), связанными с получением удовольствия от процесса деятельно сти (нравится слушать эту музыку, читать остросюжетный детектив, выполнять дан ную работу; в быту говорят еще: «Я люблю...»), и целевыми (опосредствованными), связанными с получением результата, выгоды (рис. 8.1). Б. И. Додонов говорит еще о процессуально-целевых интересах, при которых сочетаются удовольствие и ре зультат. Но о каком бы виде интересов ни шла речь, непременными являются два обстоя тельства: наличие в них потребности и положительное переживание этой потребно сти. И то и другое входит практически во все определения интереса, даваемые раз ными авторами. При этом имеется узкое и широкое понимание интереса. При узком подходе интерес связывается только с познавательной потребностью, и авторы в связи с этим признают только познавательные интересы. При широком подходе ин тересы связываются и с другими потребностями, а не только с познавательными.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Интерес как внимание» з дисципліни «Мотивація і мотиви»