МОТИВ КАК СЛОЖНОЕ ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Так, принятие в качестве мотива потребности дает возможность получить ответ, почему осуществляется ак тивность человека; принятие за мотив цели позволяет дать ответ, для чего (ради чего) проявляется эта активность; а принятие за мотив устойчивых свойств лично сти дает ответ, почему выбраны именно эта цель, этот способ ее достижения. Побуждения же и состояния в качестве мотивов раскрывают только их энергетиче скую сторону. Поэтому очевидно, что решение вопроса о сущности мотива как осно вания и побудителя активности человека возможно лишь при объединении суще ствующих взглядов в единой и непротиворечивой концепции. И неслучайно в по следние годы все более отчетливо выкристаллизовывается мысль, что детерминация поведения и деятельности обусловливается не просто разрозненными факторами, а их совокупностью, каждый из которых выполняет в целостном процессе детермина ции свои определенные функции (Б. Ф. Ломов, В. А. Иванников, М. Ш. Магомед- Эминов). Отсюда и мотив правомерно рассматривать как сложное инте гральное (системное) психологическое образование. Справедливости ради надо отметить, что подобные взгляды на мотив высказыва лись и ранее, но во всеобщей разноголосице услышаны не были. Так, еще В. Вундт (1897) понимал мотив как соединение представлений и чувств; первые яв ляются основанием поступка, а вторые — побудительной причиной его. Правда, приоритет В. Вундт отдавал все же потребностям и чувствам, а не представлениям. Д. Н. Узнадзе (1969) понимал мотив как сложное психическое образование, воз никающее в результате многоэтапного процесса мотивации. О сложной многомерной структуре мотива говорят М. Ш. Магомед-Эминов (1987) и В. А. Терентьев (1970), но первый не раскрывает его структуру, а второй подходит к ее раскрытию с традиционных общепсихологических позиций, постулирующих трехкомпонентность всякого психического явления, т. е. наличие в мотиве интел лектуального, волевого и эмоционального компонентов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МОТИВ КАК СЛОЖНОЕ ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»