Имеется немало сторонников точки зрения, что поведение челове ка целиком определяется внешними стимулами. Как пишет А. Маслоу, деятельность человека не столько «толкается» (pushed) изнутри, сколько привлекается (pulled) извне возможностью удовлетворения. Этой же позиции придерживается в своих взглядах на мотив А. Н. Леонтьев — таковым является у него предмет удовлетворе ния потребности. Внешние стимулы действительно могут влиять на мотивационный процесс, в связи с чем в западной психологии говорят об экстринсивной мотивации. Я предпочитаю использовать для этих случаев другое название — внешнеобуслов- ленная мотивация, могущая быть разновидностью внешнеорганизованной мотива ции (например, когда поступок человека вызван рекламой). Рассмотрим теперь второй вариант формирования мотива, когда в качестве де терминант поведения оказываются привлекательные объекты (см. список внеш них причин табл. 6.2), вызывающие у человека желание ими обладать. Исследова ния К. Левина показали, что предметы, окружающие человека, обладают способно стью побуждать его к определенным действиям: красивый ландшафт влечет к прогулкам, ступеньки лестницы побуждают маленького ребенка подниматься по ним и спускаться, игрушки побуждают к игре, пирожное и шоколад «хотят быть съеден ными». К. Левин различает «позитивный» и «негативный» характер требований, т. е. одни вещи побуждают стремиться к ним, а другие — отталкивают. Л. И. Божович, развивая эти положения К. Левина, считает, что предметы, по стоянно удовлетворяющие ту или иную потребность, как бы фиксируют в себе эту потребность, в результате чего они и приобретают способность побуждать поведе ние даже в тех случаях, когда соответствующая потребность не была предваритель но актуализирована; первоначально эти предметы только реализуют (удовлетворя ют) потребности, а затем начинают их вызывать (табл. 6.4). Продолжая эту мысль, можно сказать, что возникновение тесной связи между потребностью и предметом ее удовлетворения может вызвать, по механизму ассо циации, как образ предмета — при появлении потребности, так и образ потребно сти — при появлении предмета ее удовлетворения, если в предыдущем опыте его использование доставляло человеку удовольствие, наслажден
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МОТИВАЦИЯ, ВЫЗВАННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЪЕКТА» з дисципліни «Мотивація і мотиви»