На необходимость стадиального (поэтапного) рассмотрения моти- вационного процесса, хотя и с разных позиций, указывали многие исследователи (В. А. Иванников, М. Ш. Магомед-Эминов, Ж. Нюттен, С. Л. Рубинштейн, А. А. Фай- зуллаев). Близки к этому и представления других психологов, например О. К. Тихо мирова (1983), с точки зрения которого образование цели может носить характер развернутого во времени процесса. Стадиальную модель принятия морального решения разработал С. Шварц (S. Schwarz, 1977). Ценность его модели состоит в тщательном рассмотрении эта пов оценки: ситуации, приводящей к возникновению желания помочь другому чело веку, своих возможностей, последствий для себя и для нуждающегося в помощи (подробно эта модель рассматривается в разделе 11.2). В. И. Ковалев рассматривает мотив как трансформирование и обогащение сти мулами потребности. Если стимул не превратился в мотив, значит, он или «не по нят» или «не принят». Таким образом, возможный вариант возникновения мотива, пишет В. И. Ковалев, можно представить следующим образом: возникновение по требности — ее осознание — «встреча» потребности со стимулом — трансформи рование (обычно посредством стимула) потребности в мотив и его осознание. В про цессе возникновения мотива происходит оценка различных сторон стимула (напри мер, поощрения): значимость для данного субъекта и для общества, справедливость и т. д. Им же в общих чертах описан и поэтапный характер мотивации, хотя сам он эту этапность с ней не связывает. Так, он пишет, что ощущение голода, жажды вы зывает в сознании образ предмета, который мог бы удовлетворить потребность; под влиянием этого образа возникает импульс к действию (побуждение), которое соот носится человеком с внешними условиями (ситуацией), а также с морально-психо логическими установками личности. Этот процесс соотнесения, осуществляемый с помощью мышления (анализ условий, средств и путей решения задачи, учет послед ствий), и приводит к постановке цели и определению плана действий.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СТАДИАЛЬНОСТЬ МОТИВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА» з дисципліни «Мотивація і мотиви»