ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Мотивація і мотиви

МОТИВ КАК ПОТРЕБНОСТЬ
Во многих работах потребность рассматривается как побудитель
действий, деятельности, поведения человека.
Принятие потребности за мотив происходит прежде всего потому, что она объяс­
няет в значительной степени, почему человек хочет проявить активность. Кроме
того, как писал С. Л. Рубинштейн, в потребности содержится активное отношение
(стремление), направляющее человека на преобразование условий с целью удовлет­
ворения нужды. Следовательно, потребность объясняет, откуда берется энергия для
проявления человеческой активности.
Эта роль потребностного побуждения обстоятельно и с критических позиций
рассмотрена в обзоре зарубежных работ Е. Н. Баканова и В. А. Иванникова (1983).
Ниже будут изложены основные положения этого обзора.
Принятие потребности за побудитель приводит к двум следствиям: 1) как толь­
ко субъект переходит в состояние потребностного напряжения (драйва, нужды),
начинается активность организма с высвобождением и тратой энергии; 2) чем выше
напряжение потребности, тем интенсивнее побуждение. Поэтому в случае, когда
условия не позволяют удовлетворить потребность, энергия должна возрастать и
проявляться во все увеличивающейся «нецеленаправленной», «спонтанной», «об­
щей» активности субъекта. Именно такое представление о детерминации активно­
сти господствовало в экспериментальной психологии в течение нескольких 3.1. МОТИВ КАК ПОТРЕБНОСТЬ 47
десятилетий и сохраняется у многих авторов сегодня. Оно получило эксперимен­
тальное подтверждение во многих работах. Но уже в 50-е годы Д. Кемпбелл и
Ф. Шеффилд (В. Campbell, F. Scheffild, 1953) на основании наблюдений высказали
предположение, что потребностное напряжение не влияет на изменение активнос­
ти, а вызывает лишь снижение порога ответа на внешние стимулы. В ряде более
поздних работ также были зарегистрированы либо стабильность, либо снижение
активности у обезьян и крыс при лишении их пищи и увеличение активности лишь
в ответ на внешнюю ситуацию. Затем было показано, что происходит не только
снижение «общей» активности животных, но изменяется ее структура, в связи с
чем Ж. Нюттен (1975) высказал мнение, что активность, вероятно, никогда не яв­
ляется «общей», «ненаправленной».
Все эти данные заставили большинство исследователей отказаться от драйв-кон­
цепции в пользу гипотезы о том, что активность.вызывается лишь стимулом и на­
личными способами действия с ним. Таким образом, из изложенного выше следует,
что органическая потребность (нужда), а именно о ней все время шла речь, не при­
водит прямо к активности по устранению нужды, а лишь создает повышенную чув­
ствительность к воздействию соответствующих ей внешних раздражителей. При
этом возникает состояние «оперативного покоя» (А. А. Ухтомский), отражающее
появление доминантного очага возбуждения в пищевых центрах животных.
Конечно, и эта точка зрения при ее абсолютизации имеет слабости. Вряд ли жи­
вотное будет находиться в состоянии сниженной активности долгое время; как го­
ворится, «голод не тетка», сидя или лежа и умереть можно, рано или поздно оно
проявит активность в поиске пищи.
Однако, даже учтя все это, надо признать, что возникновение потребности не
может объяснить целенаправленную активность животных и человека, выбор того
или иного способа (предмета и действия) удовлетворения потребности; в отноше­
нии перечисленного потребностное напряжение (состояние) слепо. Кроме того,
было выявлено, что исследовательское и манипуляторное поведение у животных
наблюдается и при отсутствии «первичных» потребностей, а актуализация послед­
них либо снижает, либо оставляет без изменений исследовательскую активность
(Р. Батлер и X. Харлоу [R. Butler, H. Harlow, 1954] и др.). Была сделана попытка
объяснить такое не вызванное органическими потребностями поведение тем, что
имеется врожденная потребность нервных тканей в функционировании, проявлени­
ем которой является исследовательское поведение (Р. Вудвортс [R. Woodworth,
1918]). Конкретизацию эта точка зрения приобрела в гипотезе Д. Хебба (D. Hebb,
1949) о нужде организма в оптимальном уровне активации нервной системы, кото­
рый достигается при различных проявлениях активности: исследовательской, ма-
нипуляторной, игровой, познавательной. Однако и эта гипотеза не получила полно­
го подтверждения, в связи с чем ряд ученых выдвинули новую гипотезу о «внешне
вызванном драйве» (X. Харлоу [Н. Harlow, 1953]; К. Монтгомери [К. Montgomery,
1953]). Под этим термином понимается потребностное напряжение, которое не яв­
ляется сигнализацией внутреннего состояния организма, а вызвано внешними при­
чинами. Но ряд авторов считают, что и это мало что проясняет, так как в отношении
исследовательского поведения драйв не выполняет функции побуждения.
Не избавляет от трудностей и постулирование процессуальной потребности
на «психическом уровне», например,, «потребности в компетентности» (Е. Деси то 3. МОНИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУЩНОСТИ МОТИВА
[Е. Deci, 1976]), мотивирующей игровую, исследовательскую и познавательную де­
ятельность. Так, с позиции этой потребности трудно объяснить, почему в каждый
отдельный период времени человек не во всем хочет быть компетентным, что его
потребность «предпочитает» определенный круг вещей и странным образом не за­
трагивает тысячи других, а в следующий отрезок времени она переходит на другой,
тоже ограниченный круг вещей. Таким образом, «потребность в компетентности»
не помогает объяснить ни предпочтений, ни их смен, а значит предсказать, что, как
и когда будет делать субъект.
Из своего обзора работ (в основном зарубежных авторов) Е. Н. Баканов и
В. А. Иванников делают заключение, что понятие потребности выходит из круга су­
щественных признаков побудителя деятельности, так как, во-первых, тканевой де­
фицит сам по себе не вызывает активности, а во-вторых, в процессуальной деятель­
ности (игровой, исследовательской и т. д.) вообще не удается найти никакого дефи­
цита, вызываемого депривацией объекта.
Проведенный этими авторами обзор работ показывает, насколько сложна про­
блема мотивации. В то же время делать широкие обобщения из полученных фактов,
на которые авторы ссылаются в своем обзоре, тоже не следует. Во-первых, в боль­
шинстве случаев исследования проводились на животных, стоящих в иерархии жи­
вотного мира не на самых высоких ступенях развития (в основном на крысах). По­
этому такие данные не всегда можно прямо переносить на человека: ведь нервная
организация последнего намного выше, и вряд ли он станет подчиняться только био­
логическим закономерностям возникновения потребностного напряжения.
Во-вторых, изучались только биологические потребности.
В-третьих, тот факт, что в процессуальной деятельности животных (исследова­
тельской, игровой) отсутствуют характерные для потребности черты (такие, как
усиление драйва по мере нарастания депривации и феномен насыщения, т. е. редук­
ция потребности), может говорить и о том, что существуют потребности иного рода,
о которых мы еще мало знаем, не обязательно связанные с дефицитом и потреблени­
ем чего-то. По этому поводу П. В. Симонов замечает, что «...изучение исследова­
тельского и игрового поведения у животных, ...опыты с сенсорной (информацион­
ной) депривацией у человека, последствия социальной изоляции и подобное пока­
зывают, что в основе представлений о наличии каких-то иных факторов вне и помимо
потребностей, инициирующих поведение, лежит крайняя ограниченность наших
знаний о многообразии реально существующих потребностей» (1987, с. 43).
В-четвертых, данные, противоречащие положению об оптимальном уровне акти­
вации нервной системы и нарастании потребностного напряжения при депривации,
представляются не очень убедительными и скорее могут рассматриваться как част­
ные проявления конкретной ситуации. Так, по данным Т. Н. Лебедевой (1971), если
в какие-то дни двигательная активность школьников была снижена, в последующие
дни они увеличивали свою активность сверх нормы, компенсируя таким образом ее
дефицит.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «МОТИВ КАК ПОТРЕБНОСТЬ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Модемні протоколи
Аудит вартості об’єктів і законності витрат, пов’язаних з капітал...
Комп’ютерна телефонія — поняття і застосування
Поняття і класифікація модемів
Створення і перегляд Web-сторінок, броузери


Категорія: Мотивація і мотиви | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 1030 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП