Существуют различные классификации потребностей человека, ко торые строятся как по зависимости организма (или личности) от каких-то объектов, так и по нуждам, которые он испытывает. А. Н. Леонтьев в 1956 году соответствен но с этим делил потребности на предметные и функциональные. Выше уже говорилось, что потребности делят на первичные (базовые, врожден ные) и вторичные (социальные, приобретенные). А. Пьерон предложил различать 20 видов фундаментальных физиологических и психофизиологических потребно стей, создающих базу для любого мотивированного поведения животных и челове ка: гедонические, исследовательского внимания, новизны, поиска коммуникации и взаимопомощи, конкурентные побуждения и др. В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окру-42 2. ПОТРЕБНОСТЬ КАК ВНУТРЕННИЙ ПОБУДИТЕЛЬ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА жающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельнос ти, в признании другими людьми и т. д.). Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизне деятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе филогенети ческого общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была прежде всего борьбой за удов летворение материальных потребностей. Духовные и социальные потребности отражают общественную природу челове ка, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у че ловека имеет осоциализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления. П. В. Симонов (1987) считает, что потребности человека можно разделить на три группы: витальные, социальные и идеальные. В каждой из этих групп выделяют ся потребности сохранения и развития, а в группе социальных — еще и потребно сти «для себя» (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и «для дру гих» (осознаваемые как «обязанности»). Удовлетворению любой из перечисленных потребностей способствуют исходно самостоятельные потребности в вооруженно сти (средствами, знаниями, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели, отождествляемая П. В. Симоновым с волей. А. В. Петровский (1986) делит потребности: по происхождению — на естествен ные и культурные, по предмету (объекту) — на материальные и духовные; есте ственные потребности могут быть материальными, а культурные — материальны ми и духовными. П. А. Рудик (1967) выделяет общественные и личные потребности, что вряд ли корректно: каждая потребность является личной. Другое дело — каким целям (об щественным или личным) соответствует удовлетворение потребности человека. Но это уже будет характеризовать мотив, а не потребность. У В. А. Крутецкого (1980) потребности разделены на естественные и духовные, социальные потребности. Зарубежные психологи не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисление. Например, У. Макдауголл (W. McDougall, 1923), исходя из пони мания потребностей как инстинктов, выделял следующие инстинктоподобные мотивационные диспозиции (готовые способы реагирования): — пищедобывание; поиск и накопление пищи; — отвращение; неприятие и избегание вредных веществ; — сексуальность; ухаживание и брачные отношения; — страх; бегство и затаивание в ответ на травмирующие, причиняющие боль и стра дание или угрожающие этим воздействия; — любознательность; исследование незнакомых мест и предметов; — покровительство и родительская опека; кормление, защита и укрытие младших; — общение; пребывание в обществе себе равных, а в одиночестве — поиск такого общества; — самоутверждение; доминирование, лидерство, утверждение или демонстрация себя перед окружающими;
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»