Последовательное углубление отражения в сознании нужды (от возникновения ощущения до понимания его причины) свидетельствует о том, что образование потребности — это стадиальный процесс. Наиболее отчетливо это показано в работе В. М. и И. В. Ривиных (1978) на примере развития у мужчин полового влечения как потребности. Авторы пишут, что возникновение половой потребности обычно связывается с моментом ее осознания в качестве специфи ческого влечения. Предшествующий же этап ее развития (как органической по-2.9. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ 4 1 требности) выпадает из поля зрения исследователей, так как пока потребность неощутима и неосознаваема, она как бы не существует вообще и не влияет на пси хическую деятельность. Безосновательность подобных представлений, пишут авторы, видна даже из того, что у испытуемых, уже через полчаса после появле ния андрогенов, повышается чувствительность специфичных для данной потреб ности рецепторных зон и наблюдается уменьшение чувствительности всех осталь ных (отсюда ясно, что потребность развивается по механизму доминанты), хотя нет еще никаких осознанных переживаний. В связи с этим авторы выделяют ла тентную стадию развития мотивации (читай — формирования потребно сти личности), в течение которой происходит специфическая «настройка» чув ствительности к внешним раздражителям. Вторая стадия формирования потребности — неосознаваемая модальность нужды (мотивации). Она характеризуется не как половое влечение, а как ощу щение какого-то нового состояния. Испытуемые отмечали усиливающееся чув ство непонятной тревоги, двигательное беспокойство или, напротив, вялость, которая описывалась как «приятная истома»; у некоторых проявлялись сосудис тые реакции на коже лица и шее. Все это соответствовало первой стадии стрес са — тревоге, описанной Г. Селье. На этой стадии энергия мотивации настолько неспецифична, что может стимулировать поведение другой модальности. Испы туемые не могли усидеть на месте, становились общительнее (неспецифическая разрядка). Третья стадия — стадия осознания потребности. Она характеризуется появ лением сексуального влечения. Отчеты испытуемых свидетельствовали о возник новении приятных ощущений в области таза и гениталий, мечтаний и планов сексу ального характера, положительных эмоциональных переживаний. Очевидно, при социальных потребностях вегетативные сдвиги и эмоциональные реакции менее выражены. Возможно, и стадиальность формирования этих потреб ностей будет отличаться от вышеописанной. К сожалению, вопрос этот практиче ски не изучен.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»