ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія метакогнітивних процесів особистості

Метакогнитивные процессы и психическое здоровье личности
Принципиально важным, на наш взгляд, аспектом изучения метапознания выступает рассмотрение основных вариантов психических нарушений, вызван-ный расстройством метакогнитивных функций . Одним из первых авторов, ис-следовавших феномены нарушений рефлексивных процессов (как процессов эмоционального и когнитивного контроля) является К. Ясперс [265]. Он клас-сифицирует нарушения рефлексивных процессов следующим образом:
· содержащийся в рефлексии элемент преднамеренности может стать источником неискренности, поэтому', сталкиваясь с лицами, страдающими ис-терией мы можем ошибочно принять их переживания за исти нные;
· этот же элемент может привести к нарушению упорядоченности в сфере инструктивной деятельности, в частности, на уровне соматических функций;
· он может привести к возникновению навязчивых явлений – единст-венных в своем роде душевных переживаний, возможных только на основе рефлексии и воли.
Позднее, во второй половине XX века, было установлено, что нарушения рефлексивных феноменов имеют место как при обсессивных, так и при ком-пульсивных расстройствах, которые являются разновидностями навязчивых со-стояний. Так, например, И.Ю. Дороженком [69] были описаны «контрастные обсессии», течение которых сопровождается патологическим сомнением в ре-альности совершения какого-либо, чаще – запретного действия. Такие больные снова и снова пытаются «прокрутить в голове» свои мысли и действия, чтобы удостовериться в реальности или нереальности совершенного поступка. Приве-денный пример ярко иллюстрирует роль рефлексии в психической жизни и по-следствия нарушения одной из ее форм – ретроспекции деятельности и пове-дения. Возвращаясь к работам К. Ясперса, следует отметить, что кроме описа-ния отдельных расстройств рефлексии, он выделяет патологические (акцентуи-рованные в современном понимании) рефлексивные характеры, представляю-щие собой более комплексные аномалии личности в основе которых лежат на-рушения различных аспектов рефлексии. К таким характерам К. Ясперс отно-сит истерические, ипохондрические и сверхчувствительные (сензитивные) ха-рактеры.
Следует отметить, что большая часть нарушений метапознания выступает одним из симптомов при нарушениях произвольной регуляции психической деятельности в структуре различных нозологий. При этом нередко именно на-рушение психических процессов высшего уровня является ведущим симптомом при относительной интеллектуальной сохранности больного. В частности, на-рушения метакогнитивных функций описываются в структуре расстройств эмоциональной сферы [271]. Речь идет о нарушениях метапроцессов, контро-лирующих аффективную сферу (аффективно-когнитивных комплексах по Нал-чаджяну). Британские исследователи Wells and Matthews [399] разработали «информационную теорию расстройств эмоциональной сферы», в основе кото-рой лежит генеративная модель нарушения переработки информации. Базовым предположением этой теории является то, что когнитивная подсистема субъек-тов с эмоциональными нарушениями перестраивается и может быть реадапти-рована с помощью рациональных вербальных и поведенческих терапевтиче-ских воздействий. Wells идентифицировал дезадаптивные метакогнитивные процессы, устойчивые во времени и изменяющие структуру переработки ин-формации, что в конечном итоге приводит к развитию тревожных и депрессив-ных нарушений. К ним относятся некритичное восприятие недостаточно досто-верной информации (слухов и домыслов); повышенная центрированность на себе и на своих эмоциональных и физических ощущениях; поиск и мониторинг реальных и воображаемых источников угрозы извне; «проблематизация» не-противоречивых и неконфликтных ситуаций. Исходя из этого, терапевтическое воздействие должно фокусироваться на модификации динамических аспектов переработки информации: направленности внимания, когнитивно-стилевых особенностях, гибкости межуровневого перехода в регуляции познавательной активности, содержательных аспектах процессов мониторинга и контроля.
В «чистом виде», вне патопсихологического синдрома нарушения мета-познания встречаются только в нейропсихологической практике. А. Шимамура [386] описывает специфические нарушения метакогнитивных процессов мони-торинга и контроля при поражениях фронтальной коры лобных долей обоих полушарий головного мозга. Другие авторы в своих исследованиях показыва-ют, что нарушения метапамяти имеют место, главным образом, у пациентов с синдромом Корсакова тогда как при иных формах амнезии остается сохранным такой метакогнитивный феномен как «чувство знания».
Таким образом, адаптивное значение метапознания рассматривается в ос-новном в гуманистическом и медицинском аспектах что отражает общую кар-тину современного состояния проблемы социально-психологической адаптации в анализируемом здесь контексте.
Учитывая это, мы провели специальный цикл исследований основная цель которого состояла в раскрытии влияния на общую социально-психологическую адаптированность личности одного из наиболее сложных ме-такогнитивных свойств – свойства рефлексивности. Данный цикл был реализо-ван в три основных этапа.
На первом – «пилотажном» этапе исследования рассматривалась динами-ка рефлексивных процессов в норме и при различных видах психической пато-логии.
Общая гипотеза исследования состояла в предположении о наличии оп-ределенной зависимости между уровнем рефлексивностиличности и уровнем ее психологического благополучия. Мы предпочли не делать более конкретных предположений о характере данной зависимости, во избежание сужения рамок исследования. Исключение составило лишь предположение относительно су-ществования закономерной вариативности рефлексивных проявлений на кон-тинууме психического здоровья, а также определенной специфики рефлексив-ных процессов на каждой точке континуума.
Основные задачи исследования формулировались следующим образом.
1. Выбрать «репрезентативные деления» (т.е. качественно различные между собой группы) на условном «континууме психического здоровья».
2. Эмпирически установить степень и характер взаимосвязи рефлек-сивности и уровнем психологического благополучия.
3. Выявить, описать и проинтерпретировать особенности рефлексив-ных процессов на выбранных интервалах континуума.
Исходя из поставленных задач, нами были выбраны определенные «деле-ния» на континууме «адаптация-дезадаптация» (в качестве которых выступали основные нозологические формы и уровни самоактуализации), позволяющие проследить изменения свойства рефлексивности на общем континууме психи-ческого здоровья и, таким образом, делающие исследование репрезентативным. Среди нозологических единиц наибольший интерес в контексте задач данного исследования представляют заболевания, развивающиеся по среднепрогреди-ентному типу с постоянным нарастанием и усложнением симптоматики. Кроме того важное значение для проведения исследования имела относительная со-хранность интеллектуальных функций при наличии выраженных личностных изменений. В соответствии с приведенными критериями, были взяты следую-щие нозологические формы: алкоголизм на второй стадии заболевания; шизоф-рения (простая форма, среднепрогредиентное течение); эпилепсия, среднепро-гредиентное течение; невротическое развитие личности. Кроме этого, в иссле-довании принимали участи е акцентуированные личности и люди с различным уровнем самоактуализации.
Для определения уровня рефлексивности нами была использована «Ме-тодика измерения рефлексивности » [118, 121]; для определения уровня само-актуализации личности – опросник "CAMOAJI"; разработанный Э. Шострем. В качестве испытуемых в исследовании принимало участи е 150 человек, соста-вивших 10 экспериментальных подгрупп:
· больные алкоголизмом — 15 человек,
· больные шизофренией -15 человек,
· больные эпилепсией – 15 человек,
· больные неврозом (невротическое развитие личности ) — 15 человек,
· акцентуированные личности :
· истероидного круга – 15 человек,
· психастенического круга-15 человек,
· циклоидного круга – 15 человек,
· психически здоровые низкосамоактуализирующиеся личности – 15 человек,
· среднесамоактуализирующиеся личности – 15 человек,
· высокосамоактуализирующиеся личности – 15 человек.
Всего в исследовании приняло участи е 72 мужчины и 78 женщин в воз-расте от 18 до 57 лет со средним, средним специальным, незаконченным выс-шим и высшим образованием. Больным испытуемым предлагался опросник, измеряющий уровень рефлексивности и проводилась непродолжительная па-топсихологическая беседа, направленная на выяснение продолжительности и индивидуальных особенностей течения заболевания. Здоровым испытуемым предлагался опросник САМОАЛ и методика измерения уровня рефлексивно-сти.
Таблица 3. 7
Средние значения и разброс рефлексивности в группах
Название нозологии; уровень само-актуализации (САМОАЛ) Среднее значение уров-ня рефлексивности Среднее квадратич-ное отклонение
Алкоголизм 105 12
Эпилепсия 114 15
Шизофрения 123 18
Невроз 141 14
Психастения 130 4
Демонстративность 115 9
Циклотимия 113 7
Низкий уровень самоактуализации 116 12
Средний уровень самоактуализации 134 10
Высокий уровень самоактуализации 126 10

Математическая обработка результатов осуществлялась в несколько эта-пов:
1. Вычислялось среднее значение уровня рефлексивности для всех экспериментальных подгрупп, а также среднее квадратичное отклонение.
2. Группа здоровых испытуемых разбивалась с помощью стандарти-зированной статистической процедуры на три подгруппы – высокорефлексив-ные, низкорефлексивные и со средним уровнем рефлексивности. Вычислялось среднее арифметическое и среднее квадратичное отклонение для каждой под-группы (см. табл. 3.7.).
3. Определялась зависимость между уровнем рефлексивности и сте-пенью психологического благополучия (см. рис. 9).
4. Вычислялась значимость различий между каждой эксперименталь-ной подгруппой по методу t-критерия Стьюдента (см. табл. 3.8.).
5. Проводился качественный анализ полученных данных, в частности, – анализ поведения испытуемых в ситуации обследования, а также их высказы-ваний относительно процедуры эксперимента и свое состояния


Как можно видеть из данных, представленных на рис. 9 зави симость меж-ду уровнем рефлексивности и показателями психическ здоровья оказалась сложной и нелинейной.
Наиболее низкий показатель уровня рефлексивности характерен для больных алкоголизмом, что объясняется изменением самой струк туры лично-сти, сопровождающего формирование алкогольной зависи мости. Как отмечают американские психологи, при аддиктивных рас- стройствах, к числу которых относят и алкоголизм, в первую очередь разрушается регулятивный пласт соз-нания.

Рис. 9. Средние значения уровня рефлексивности в группах испытуемых

Больные эпилепсией проявляют в эксперименте более высоким уровень рефлексивности, чем больные алкоголизмом, что связано с наличием у данной группы больных критичности по отношению к своему состоянию и более или менее адекватным осознанием факта болезни. Многие пациенты особенно в на-чале заболевания пытаются сознательно с помощью выработки особых страте-гий компенсировать снижение интеллектуальных функций, то есть вырабаты-вают способы сознательной регуляции болезненных проявлений и, следова-тельно, способны отслеживать их динамику. Об этом также свидетельствует обнаруженная нами статистически значимая корреляция между продолжитель-ностью течения заболевания и показателем уровня рефлексивности для данной нозологической группы. Тем не менее, характерные для эпилепсии изменения в когнитивной сфере: вязкость, ригидность мышления, концентрация на несуще-ственных деталях снижают общую продуктивность мышления, и, таким обра-зом, существенно затрудняют реализацию метакогнитивных процессов.
Для больных шизофренией, в среднем, характерен более высокий уровень рефлексивности по сравнению с предыдущими группами. В то же время эта группа больных может быть разделена на две подгруппы, одна из которых ха-рактеризуется низким уровнем рефлексивности, другая – резко завышенным. Анализ историй болезни показал, что первая подгруппа характеризуется сни-женным общим эмоциональным фоном и ослабленным волевым контролем (апатико-абулический синдром), а также бедной «продуктивной симптомати-кой». Отношение к факту обследования нейтральное. Ответы на вопросы экс-периментатора даются формальные и не комментируются больными. Для вто-рой подгруппы свойственно наличие обильной «продуктивной» симптоматики: нестойких бредовых образований, галлюциноза, частой смены эмоциональных состояний. Как отмечает А.Б. Холмогорова, высокий уровень рефлексивности у этой группы больных связан с резким усилением рефлексии собственного Я, «личностного зацикливания» и невозможности смены данной рефлексивной позиции, что нарушает и в ряде случаев вытесняет отслеживание содержания деятельности и существенно затрудняет коммуникацию [250]. Таким образом, для больных шизофренией характерно два варианта нарушений метакогнитив-ных процессов – их общее снижение, что наблюдалось в первой подгруппе; ис-кажение с резким усилением личностной рефлексии, что также наблюдалось в исследовании (вторая подгруппа).
Больные неврозом представляют собой группу с максимальным показате-лем выраженности уровня рефлексивности, который возрастает при увеличении продолжительности заболевания. У данной группы больных также отмечается усиление рефлексии собственного Я и отслеживания внутренних переживаний, «личностного зацикливания» и возможности смены данной рефлексивной по-зиции, что в ряде случаев нарушает отслеживание и регуляцию содержания деятельности и коммуникации, снижая, таким образом, эффективность адапта-ции. Тем не менее, обычно больные неврозами сохраняют трудоспособность однако легко астенизируются и становятся эмоционально лабильными. Кроме того, в самой картине невроза могут присутствовать навязчив состояния, выра-жающиеся в постоянном анализе собственных мыслей поступков, мыслей о по-ступках, навязчивых сомнений и раздумий, подчас делающих невозможным начать какую-либо деятельность. Таким образом, в структуре невроза могут присутствовать два типа нарушений рефлексивных функций: усиление рефлек-сии собственного Я и «навязчивое рефлексирование», являющееся не общей характеристикой, а отдельным симптомом в картине заболевания.
Кроме того, согласно данным, полученным на предыдущем этапе иссле-дования, характеристики, присущие высокорефлексивным индивидам, а имен-но, повышенная тревожность, неудовлетворенность собой, повышенное внима-ние и сензитивность по отношению к своим внутренним переживаниям, явля-ются характерными преморбидными особенностями больных неврозом, и в случае развития заболевания становятся более выраженными. Данную группу больных также характеризует в ряде случаев гипернозогнозия, критичность по отношению к своему состоянию и способность к сознательной выработке меха-низмов совладания с болезненным состоянием. Среди больных этой группы в ходе исследования наблюдалась наибольшая заинтересованность фактом об-следования, и, в особенности, методическим материалом. Вопросы, состав-ляющие методику диагностики уровня рефлексивности, многие участники экс-перимента оценивали как «в точности описывающие их особенности », что ука-зывает на высокую валидность методики при работе не только с «нормой», но и на клиническом материале.
В целом, среди испытуемых, страдающих тем или иным психическим расстройством, уровень рефлексивности в большей мере оказывается статисти-чески связанным не с продолжительностью заболевания, как можно было бы предположить, а с особенностями нозогнозии и критичностью по отношению к болезненным проявлениям. Именно адекватное, критичное отношение к изме-нениям в самочувствии и межличностных отношениях позволяет больным от-слеживать динамику болезненных проявлений и сознательно вырабатывать эф-фективные способы компенсации этих проявлений, что возможно на основе рефлексивных механизмов регуляции деятельности и поведения.
Среди психически здоровых испытуемых, показатели уровня рефлексив-ности также заметно варьируют. В частности, акцентуированные личности, с ярко выраженным заострением демонстративных и циклоидных характероло-гических черт обнаруживают незначительное снижение уровня рефлексивно-сти. Данные акцентуации характера, таким образом, являются факторами, пре-пятствующими адекватному развитию свойства рефлексивности. Психастени-ческая акцентуация, в отличие от указанных, характеризуется не снижением, а искажением рефлексивных процессов, которые направляются не на отслежива-ние деятельности, а на внутриличностные процессы, в первую очередь связан-ные с физическим и психическим самочувствием.
Среди здоровых неакцентуированных личностей существуют статистиче-ски значимые различия по уровню рефлексивности и выделяются низкосамоак-туализирующиеся, среднесамоактуализирующиеся и высокосамоактуализи-рующиеся личности.
Низкосамоактуализирующиеся испытуемые характеризуются невысоким уровнем рефлексивности, который, согласно нашим предыдущим исследовани-ям, предполагает невысокую креативность, импульсивность, зависимость от социального окружения, некоторую негибкость в общении [117]. Эти свойства, в целом, можно обозначить как личностный инфантилизм – понятие, противо-положное личностной зрелости по А. Маслоу [161].
Наиболее высокий показатель уровня рефлексивности выявился у сред-несамоактуализирующихся личностей. Однако уровень рефлексивности в дан-ной группе не является завышенным, в отличие от больных неврозом. Данная группа оказалась самой многочисленной, и ее основной характеристикой явля-ется успешная адаптация к окружающей среде, а также сохранение относитель-но постоянных комфортных условий жизнедеятельности, не предполагающее каких-либо существенных преобразований окружающей среды.
Высокосамоактуализирующиеся личности отличаются средним уровнем развития рефлексивности. Данную группу составляют личностно зрелые испы-туемые, характеризующиеся высокой потребностью в познании, автономно-стью, спонтанностью, коммуникативной и поведенческой гибкостью. Высокая креативность, характерная для этих индивидов, проявляющаяся в стремлении к преобразованию пространства жизнедеятельности, отодвигает на второй план рефлексивность в процессе деятельности, что снижает удельный вес регулятив-ной компоненты деятельности.
Таким образом, как видно на графике, уровень рефлексивности возраста-ет от заболеваний, характеризующихся анозогнозией и низкоэффективными механизмами совладания с болезнью к невротической Патологии, для которой свойственно максимальное осознание факта болезни и адаптация к нему через сознательное развитие механизмов совладения. В «здоровой» части выборки пиковое значение уровня рефлексивности принадлежит группе среднесамоак-туализирующихся личностей. Следовательно, зависимость между уровнем реф-лексивности и состоянием психического здоровья является сложной – нелиней-ной обусловленной целым рядом психологических факторов (таких как нсь зо-логия, критичность по отношению к проявлениям заболевания способность к выработке механизмов совладения и др.).
Кроме того, сама по себе взаимозависимость между двумя такими слож-ными характеристиками, как рефлексивность и адаптация, представляющими собой симптомокомлексы различных свойств личности и обладающих свойст-вами структурности, не может быть однозначной тем более линейной.
Итак, на континууме психического здоровья имеют место два пика разви-тия рефлексивности: «невротический» и «нормальный». Отсюда следует, что высокоразвитая рефлексивность не предопределяет психического благополу-чия. Вместе с тем, больные неврозом, так же, как и среднесамоактуализирую-щиеся личности характеризуются оптимальной адаптацией к окружающей сре-де: первые в контексте болезни, вторые – в условиях нормального функциони-рования. Можно отметить, что рефлексивность выше среднего уровня как пока-затель адаптированности несет различную смысловую нагрузку в норме и пато-логии: в одном случае она подразумевает высокую социальную адаптивность, в другом – эффективность механизмов совладания с болезнью.
Подчеркнем также, что высокосамоактуализирующимся личностям не свойственен высокий уровень рефлексивности. Безусловно, у таких людей реф-лексивность развита как общая способность и может быть при необходимости развернута в деятельности. В то же время развитие высокосамоактуализирую-щейся личности направлено на творческое преобразование окружающей среды, что снижает «удельный вес» актуальной роли рефлексивности в деятельности.
Как можно видеть из данных, представленных в табл. 3.8. (значения t-критерия Стьюдента), 80% экспериментальных подгрупп значимо различается по средним величинам уровня рефлексивности. Такой результат свидетельству-ет, прежде всего, о специфике не только качественных проявлений, но и о сте-пени выраженности уровня рефлексивности на различных «точках» континуу-ма психического здоровья.
Второй этап исследования взаимосвязи уровня рефлексивности и адап-тированности субъекта был посвящен изучению специфики социально-психологической адаптации субъектов с завышенным уровнем рефлексивности. Как показали проведенные ранее исследования взаимосвязи рефлексивности личности и различных косвенных показателей адаптированности (эффективно-сти профессиональной деятельности уровня самоактуализации, показателя ко-личества и вариативности метакогнитивных стратегий), наибольшие значения адаптационных показателей характерны для той части выборки психически здоровых испытуемых, уровень рефлексивности которых соответствует 6-7 стенам по «методике измерения уровня рефлексивности » [117]. Представлен-ные выше данные были верифицированы в исследованиях динамики рефлек-сивности при различных видах психической патологии. На основании получен-ных результатов можно предположить, что существует некоторый «оптимум» психической адаптации личности, который соответствует уровню развития рефлексивности «выше среднего» [117]. Кроме того, адаптационные показатели личности равномерно снижаются по мере приближения значений уровня реф-лексивности к «крайним» значениям – как минимальным, так и максимальным. Как показали проведенные исследования, нарушения психологического благо-получия, имеющие место при завышенных значениях уровня рефлексивности являются гораздо более сложными по своей этиологии и, в то же время, эффек-тивнее «компенсируются» личностью за счет их полной осознаваемости и вы-сокого уровня саморегуляции.
В качестве цели исследования выступало определение общего уровня адаптированности, а также ведущих и дополнительных факторов адаптации вы-сокорефлексивных личностей. Объектом исследования стали факторы адапта-ции высокорефлексивных личностей, а предметом исследования – показатели социально-психологической адаптации у людей с высоким уровнем рефлексии. Гипотеза заключалась в предположении о наличии у высокорефлексивных лич-ностей, несмотря на сниженный уровень их адаптированности, компенсаторных личностных и метакогнитивных факторов, с помощью которых они регулируют и обеспечивают свое эффективное функционирование. Таким образом, иссле-дование включало три этапа: определение общего уровня адаптированности субъектов с завышенным уровнем рефлексии, выявление структуры адаптаци-онных факторов и анализ адаптационных механизмов высокорефлексивных личностей.
В исследовании приняли участи е 2 группы испытуемых.
1. Основная группа. 150 человек, в возрасте от 18 до 54 лет, с вышим, средним, средне-профессиональным, техническим образованием. Из них были отобраны 40 высокорефлексивных личностей, то есть с уровнем рефлексивно-сти 8-10 стенов, которые приняли дальнейшее участие в исследовании. Из 40 человек: 14 – мужчины и 26 – женщины.
2.Контрольная группа. В нее вошли 40 человек с различным уровнем рефлексивности, в возрасте от 18 до 60 лет, с высшим, среди специальным и средним образованием. Из них 20 мужчин, 20 женщин. Выборка репрезента-тивна по полу, возрасту и образованию.
Результаты исследования и их интерпретации. На первом этапе иссле-дования диагностировался общий уровень адаптированности испытуемых с за-вышенным уровнем рефлексии (РФ+) при помощи следующих психодиагно-стических методик: Торонтской шкалы алекситимии, методики МЛО «Адап-тивность» и методики CAMOAJI Э. Шострем.
При построении диаграмм, отражающих разброс значений, выяснилось, что наибольший процент высокорефлексивных личностей имеют следующие характеристики:
· средний уровень самоактуализации (23 человека из 40),
· низкая общая адаптированность (29 человек из 40),
· высокий уровень алекситимии (32 человека из 40), как и предполага-лось ранее.
Эти же результаты были подтверждены при подсчете средних значений (см. табл. 3.9.) полученных результатов по каждой методике.

Таблица 3.9.
Средние значения показателей адаптированности
Название показателя Уровень реф-лексивности Алексити- мия Самоактуали-зация Адаптивность
Среднее по выборке РФ+ 8,5 стенов 87,3 балла 52 балла 3,56 стенов

Полученные на первом этапе исследования результаты свидетельствуют о том, что высокий уровень рефлексивности является дезадаптирующим факто-ром, «концентрирующий» личность на чрезмерном отслеживании внутрипси-хической реальности, в ущерб достижения жизненного комфорта. Особенно яр-ко это отражает уровень алекситимии, а также заниженная адаптация, которая выражается, как указывает К. Роджерс, в «нереалистичном восприятии себя и своих отношений с другими людьми» [204].
Таким образом, результаты исследований показали, что наибольший про-цент высокорефлексивных личностей являются частично дезадаптивными к внешней и внутрипсихической реальности. Тем не менее, эти испытуемые с ме-дицинской точки зрения являются здоровыми людьми, эффективно сущест-вующими в среде. Это дает основание предположить о наличие у них компен-саторных механизмов или факторов адаптации, за счет которых они эффектив-ны в жизненных условиях.
Проверке данного предположения был посвящен второй этап исследова-ния, направленный на выявление ведущих факторов процесса социально-психологической адаптации. Необходимость в нем обусловлена практически полным отсутствием в литературе четко обозначенных факторов социально-психологической адаптации по отношению к данному кругу лиц; методики же диагностики уровня адаптированности также трудносопоставимы и представ-лены в русле принципиально различных парадигм – гуманистической и медико-психологической. Общий замысел второго этапа исследования состоял в сле-дующем: определить у контрольной группы испытуемых все показатели адап-тированности, которые позволяют выявить существующие диагностические методики, а затем с помощью процедуры косоугольной факторизации выделить ведущие и дополнительные факторы социально-психологической адаптации личности.
Выборка составила 40 человек с различным уровнем рефлексии. Испы-туемым предъявлялись следующие методики: опросник MJIO «Адаптивность», «Тест социально – психологической адаптации» Роджерса-Даймонда, опросник CAMOAЛ Э. Шострем. В результате проведения методик были выделены 20 переменных, которые подвергнуты факторизации (результаты факторизации отражены в табл. 3.10). Выделилось три фактора, первый из которых является ведущим (факторный вес 7,56), а два остальных фактора – дополнительными при определении социально-психологической адаптации, так как их факторный вес является более низким (2,25 и 1,9 соответственно).
Таблица 3.10.
Результаты факторизации в контрольной группе
№ Название переменной Факторные нагрузки
Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3
1 Адаптация 0,75* 0,22 0.06
2 Принятие других 0,63 0.46 0.19
3 Интернальность 0.72* 0.05 0.15
4 Принятие себя 0.80* 0.18 0.17
5 Эмоциональная комфортность 0.79* 0.003 0.005
6 Стремление к доминированию 0.74* 0.08 0.21
7 Повед. регуляция и нервно- псих. устойчивость 0.71* 0.37 0.08
8 Коммуникативный потенциал 0.66 0.50 0.009
9 Морально-нравственная нормативность 0.23 0.76* 0.048
10 Ориентация во времени 0.65 0.11 0.34
11 Ценности 0.63 0.27 0.14
12 Взгляд на природу человека 0.46 0.02 0.21
13 Потребность в познании 0.58 0.11 0.44
14 Креативность 0.70* 0.23 0.29
15 Автономность 0.30 0.59 0,24
16 Спонтанность 0.47 0.57 0,15
17 Самопонимание 0.46 0.11 0,50
18 Аутосимпатия 0.67 0.18 0,06
19 Контактность 0.48 0.23 0,65
20 Гибкость в общении 0.36 0.10 0,71
Факторный вес 7.56 2,25 1,90

Как можно видеть из данных, представленных в табл. 3.10, в ведущий фактор с наибольшими нагрузками входят следующие переменные: общий по-казатель адаптации, принятие себя, эмоциональная комфортность, стремление к доминированию, поведенческая регуляция, нервно-психическая устойчивость и креативность. С нашей точки зрения, эти переменные образуют своего рода симптомокомплекс, который условно может быть назван «способность под-держивать внутреннюю гармонию и жизненную комфортность». Входящие в этот фактор характеристики позволяют субъекту быть чувствительным к сво-ему внутреннему миру и способным активно изменять окружающую среду.
Второй, дополнительный фактор определяется как морально- нравствен-ная нормативность. Не менее важной стороной процесса адаптации является усвоение и соблюдение различных норм поведения, обеспечивающих способ-ность адекватно воспринимать и выполнять деятельности широкий диапазон социальных ролей.
Третий дополнительный фактор определяется как коммуникативная ком-петентность и гибкость в общении. Человек всегда находится социальном ок-ружении и его деятельность сопряжена с умением построить отношения с дру-гими людьми, поэтому социальная адаптация невозможна без коммуникатив-ной компетентности, которая соотносится со способностью прогнозировать коммуникативные реакции партнера осуществлять «подстройку» под партнера по общению, гибко и вариативно использовать различные стратегии и приемы общения.
Таким образом, в результате проведенного факторного анализа было вы-делено три фактора социально-психологической адаптации личности.
· Первый фактор – ведущии в социально-психологическои адапта-ции, является комплексной «способностью поддерживать внутрен-нюю гармонию и жизненную комфортность»;
· Второй и третий факторы — являются дополнительными и могут быть проинтерпретированы как «высокая морально-нравственная нормативность» и «коммуникативная компетентность».
На третьем, заключительном этапе исследования выяснялось, какие из выделенных факторов адаптации, и в какой степени выражены у лиц с завы-шенным уровнем рефлексивности, у которых, в целом, общая адаптивность является сниженной. Для этого вычислялись коэффициенты ранговой корреля-ции между двадцатью адаптационными характеристиками, полученными в ре-зультате предъявления испытуемым батареи тестов на адаптацию и которые были подвергнуты факторизации, и показателем выраженности свойства реф-лексивности в первой, «экспериментальной» группе. Табл. 3.11. отражает зна-чения полученных коэффициентов корреляции.
Таблица 3.11
Значения коэффициентов корреляции между показателями адаптированности и уровнем рефлексивности у испытуемых основной группы
№ Адаптационная характеристика Коэффициент" кор-реляции
1. адаптация 0,18
2. принятие других 0,12
3. принятие себя 0,09
4. эмоциональная комфортность 0,11
5. стремление к доминированию 0, 17
6. ориентация во времени 0,66*
7. ценности 0,15
8. взгляд на природу человека 0,13
9. потребность в познании 0,07
10. креативность (стремление к творчеству) 0,22
11. автономность 0,005
12. спонтанность 0,009
13. самопонимание 0,003
14. аутосимпатия 0,11
15. контактность 0,25*
16. гибкость в общении 0,04
17. алекситимия 0,19
18. поведенческая регуляция 0,44*
19. коммуникативный потенциал 0,21
20. моральная нормативность 0,52*

Как можно заключить из данных, представленных в табл. 3.11., положи-тельную корреляционную взаимосвязь с высоким уровнем рефлексии имеют такие показатели как ориентация во времени, контактность, поведенческая ре-гуляция, морально-нравственная нормативность.
Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет на-стоящим, не откладывая свою жизнь на «потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Люди с высоким уровнем рефлексивности чувствуют себя комфорт-но, управляя своим жизненным временем, что выражается в склонности к рет-роспекции, отслеживанию текущей ситуации и прогнозированию будущего.
Шкала контактности характеризует общительность личности, ее спо-собность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окру-жающими, которые направлены на взаимно полезные и приятные контакты с другими людьми. Это позволяет достигать устойчивости, а также социального одобрения со стороны окружающих людей; все это является основными эле-ментами поведенческой регуляции, которая характеризуется как способность человека сознательно регулировать свое взаимодействие с окружающей средой.
При адекватном восприятии человеком предлагаемой ему социальной ро-ли, происходит развитие и соблюдение существующих норм поведения, что ве-дет к социально-психологическому благополучию, которая выражается через два основных компонента процесса социализации: восприятия морально-нравственных норм поведения и отношения к требованиям непосредственного социального окружения.
Следует отметить, что все значимые коэффициенты корреляции получе-ны для переменных, составляющих второй и третий, то есть дополнительные факторы. Адаптационные характеристики, вошедшие с наибольшими нагруз-ками в первый фактор, не обнаруживают корреляционных связей с уровнем рефлексии.
Таким образом, социально-психологическая адаптация у высокорефлек-сивных личностей формируется за счет дополнительных фактотов которые также отражены, но второстепенны в контрольной группе. При этом ведущий фактор остается фактически не задействованным в адаптационном процессе, что во многом обусловлено базовыми характеристиками высокорефлексивной личности (тревожность, дипломатичность, сила Я). Адаптация у высокорефлек-сивных личностей носит, в целом, компенсаторный характер и реализуется в большей степени за счет «метакогнитивных» факторов.
В исследовании также выделяется очень небольшой процент испытуе-мых, у которых высокий уровень рефлексии сочетается с высокими значениями адаптационных показателей (в данном случае представлены 4 человека или 2,5% из всей выборки). Такие люди различными авторами описываются как са-моактуализирующиеся, самореализующиеся, люди с высоким уровнем прожи-вания жизни. Подводя итоги проведенному трехэтапному исследованию, мож-но сформулировать следующие выводы:
Во-первых, зависимость между уровнем рефлексивностиличности и со-циально – психологической адаптированностью носит сложный, нелинейный характер: высокий уровень развития рефлексивности, как правило, сопровож-дается снижением показателей адаптированности.
Во-вторых, в качестве компенсаторных механизмов, поддерживающих психологическое благополучие высокорефлексивных личностей, выступают вторичные, «дополнительные» адаптационные факторы: морально – нравствен-ной нормативности и коммуникативной гибкости и компетентности.
В-третьих, дополнительные адаптационные факторы субъектов с завы-шенным уровнем рефлексивности в высокой степени детерминируются мета-когнитивными способностями.
На заключительном этапе исследования в качестве основной задачи вы-ступало сопоставление уровня метакогнитивной включенности как одного из показателей адаптированности у высокорефлексивных и низкорефлексивных испытуемых. На основе поставленной задачи было спланировано и реализовано эмпирическое исследование, процедура которого предполагала предъявление испытуемым адаптированного нами русскоязычного варианта методики «Мета-когнитивной включенности в деятельность» и методики диагностики уровня рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева, 1999 [118]). Исходя из статуса рефлексивности как метапознавательной способности, представляющей собой симптомокомплекс личностных и когнитивных свойств и важнейшей метаког-нитивной характеристики, мы сформулировали предположена о существовании взаимосвязи между уровнем рефлексивности личности и уровнем «метакогни-тивной бдительности ». В качестве испытуемых в исследовании участвовало 60 человек 22 мужчины и 38 женщин в возрасте 20-60 лет – 30 со сниженным уровнем рефлексивности (до 4 стенов) и 30 – с завышенным уровнем рефлек-сивности (8 стенов и более).
Методика «Метакогнитивной включенности в деятельность» направлена на диагностику уровня развития метакогнитивных функций человека и степени их сопровождения деятельности. Методика состоит из 52 утверждений, каждое из которых испытуемый должен оценить по следующей шкале: 1 – совершенно не согласен, 2 – скорее не согласен 3 – не знаю, 4 – скорее согласен, 5 – совер-шенно согласен. Результатом опросника является простая сумма баллов. Мак-симальное число баллов — 260. Как показало исследование, подавляющее большинство испытуемых набирает от 130 до 220 баллов. При этом средние значения смещены к 175-185 баллам (6 стенам).
В ходе психометрической проверки результаты, полученные по данной методике, сопоставлялись с результатами методики диагностики уровня реф-лексивности личности. Рефлексивность личности, согласно отечественным и зарубежным авторам, является по своей природе комплексным регулятивным психическим свойством, а процессы интеллектуальной рефлексии относятся к категории метапознавательных. Однако, вопреки ожиданиям, коэффициент корреляции между уровнем рефлексивности и показателем метакогнитивной включенности оказался невысоким (г =0,24); коэффициенты корреляции, полу-ченные в результате статистической обработки данных, представлены в табл. 3.12. При разделении выборки на две полярные группы коэффициенты корре-ляции между уровнем рефлексивности и показателем метакогнитивной вклю-ченности в каждой подгруппе также оказались статистически не значимыми. Отсюда следует, что и высокорефлексивные, и низкорефлексивные испытуе-мые демонстрируют как высокий, так и низкий уровень метакогнитивной регу-ляции.
Таблица 3.12.
Значения коэффициентов корреляции Спирмена между уровнем рефлексивно-сти и метакогнитивной
Группа испытуемых Значение r
Общая выборка (n=60) 0,24
Высокорефлексивные личности (n=20) 0,36
Низкорефлексивные личности (n=20) 0,29

Таким образом, как показали результаты исследования, обе группы – вы-сокорефлексивных и низкорефлексивных испытуемых – не хаактеризуются ко-личественными различиями по общему показателю Метакогнитивной вклю-ченности в деятельность. У высокорефлексивных испытуемых данный показа-тель несколько выше. Вместе с тем, как показал анализ, при незначительных общих различиях, метакогнитивный контроль реализуется у высоко- и низко-рефлексивных личностей за счет различных стратегий и с различной степенью субъективной легкости. Это дает основание предположить, что существуют ин-дивидуально – стилевые особенности метапознания, а рефлексивность высту-пает детерминантой формирования этих стилевых особенностей.
Для более детального анализа результатов и с целью выявления ведущих метакогнитивных стратегий высоко- и низкорефлексивных испытуемых, вы-числялись коэффициенты корреляции между значениями оценок по каждому пункту методики метакогнитивной включенности и уровнем рефлексивности отдельно по каждой подгруппы. Как показали полученные коэффициенты, ве-дущими метакогнитивными стратегиями, обеспечивающими эффективность познавательной деятельности, для высокорефлексивных личностей выступают рефлексивная оценка материала и выработка альтернатив решения, а для низ-корефлексивных – планирование и опора на обобщенный прошлый опыт и имеющиеся знания. Таким образом, как высокорефлексивные, так и низкореф-лексивные личности практически в равной степени эффективны в метапозна-нии, однако за счет качественно различных стратегий.
В процессе работы с методикой «МА1» (метакогнитивной включенности в деятельность) становится понятной ее содержательная неоднородность. При этом методика, состоящая из 52 утверждений, не разбита на отдельные шкалы, например, шкалы, соответствующие одной или некоторому классу метакогни-тивных стратегий и вычисляется только общий показатель. Это послужило причиной для проведения процедуры факторного анализа. В результате пер-вичной факторизации результатов методики выделилось два однопорядковых по значимости ортогональных фактора, которые были условно обозначены как «фактор принятия решения» (факторный вес 3,44) и «фактор рефлексию) (фак-торный вес 3,17). Очевидно, можно говорить о двух больших классах Метаког-нитивных стратегий, которые выявляет методика – стратегии, связанные с при-нятием решения, и стратегии, связанные с мониторингом деятельности. По на-шему мнению, имеет смысл выделить в данной методике отдельные шкалы и рассматривать показатель «метакогнитивной включенности » более дифферен-цированно.
Еще одним важнейшим индикатором метакогнитивной одаренноети вы-ступает «возможность и скорость актуализации» и комбинирования прошлого опыта. У одаренных испытуемых, как отмечает А. Шимамура, процесс актуали-зации (поиска и извлечения информации) изначально носит не хаотичный, а целенаправленный, системных характер и обеспечивается быстрым использо-ванием эффективных метакогнитивных стратегий [386]. В проведенных нами ранее исследованиях скорости актуализации информации выделились три кате-гории испытуемых: «не одаренные» (которые вспоминали материал хаотично с большими паузами и в небольшом объеме); «врабатывающиеся» (начинавшие с хаотичного воспроизведения, затем делавшие длительную паузу и только после этого начинавшие использовать стратегии актуализации), «одаренные» сразу же, то есть с момента предъявления задания использовавшие те или иные стра-тегии поиска и воспроизведения информации и показавшие наибольшую про-дуктивность в эксперименте [386]. Таким образом, сама по себе идея совокуп-ности личностных и интеллектуальных параметров как детерминант метаког-нитивной одаренности представляется теоретически значимой и заслуживаю-щей детальной экспериментальной разработки.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Метакогнитивные процессы и психическое здоровье личности» з дисципліни «Психологія метакогнітивних процесів особистості»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Где центр тяжести летящей ракеты?
СУЧАСНІ СИСТЕМИ МЕНЕДЖМЕНТУ ЯКОСТІ
Аудит вартості об’єктів і законності витрат, пов’язаних з капітал...
Ложный путь изобретательства
Реки, текущие в гору


Категорія: Психологія метакогнітивних процесів особистості | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 1483 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП