Проблема соотношения категорий метапознания и интеллекта в настоящее время достаточно широко обсуждается представителями метакогнитивного направления. Это обстоятельство обусловлено двумя основными причинами. Первое: остается до сих пор неразрешенным вопрос о том, существует ли «метакогнитивный интеллект» как особый тип интеллектуальной одаренности или метапознавательные компоненты образуют некоторый специфический уровень в структуре интеллекта. Второе: исследователи расходятся во мнении, какое место в общей структуре интеллекта занимает метапознание. Является ли оно одной из «рядовых» интеллектуальных функций, осуществляющих регуляцию «первичных» психических процессов или формирование метакогнитивных функций и метакогнитивная одаренность в целом полностью изменяет работу интеллекта, причем, это изменение является системным, переводя познавательную активность на принципиально иной уровень функционирования. В качестве цели одного из проведенных нами исследований, направлен-ных на решение поставленных проблем, выступал сравнительный анализ осо-бенностей организации когнитивной подсистемы психики у людей с высоким и низким уровнем метакогнитивной одаренности [117, 119]. Под метакогнитив-ной одаренностью в данном случае понимается количественно измеряемая спо-собность личности использовать в деятельности метакогнитивные стратегии для эффективного мониторинга и регуляции данной деятельности. Исследова-ние основывалось на предположении о том, что в когнитивной подсистеме пси-хики субъектов с высоким и низким уровнем метакогнитивной одаренности существуют структурные различия. Как показали результаты исследований, для метакогнитивно одаренных субъектов, метапознавательный фактор выступает отдельным компонентом когнитивной подструктуры психики, а в случае невы-сокого уровня развития метакогнитивных способностей – он входит в состав «дидактического» фактора когнитивной подсистемы психики и регулирует процессы познания субъекта. Иными словами, для труппы метакогнитивно одаренных лиц данный фактор выделяется как относительно самостоятельный (по результатам факторного анализа), противоположной группы лиц – нет, вхо-дя в состав другого фактора. Кроме того, как показало исследование, структура когнитивной сферы личностей с высоким и низким уровнем метакогнитивной одаренности значимо различна. У личностей с высоким уровнем метакогнитивной включенности в деятельность она более интегрирована. Ниже мы остановимся на некоторых «когнитивных моделях интеллекта», включающие в себя метапознавательные компоненты.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Метапознание и интеллект» з дисципліни «Психологія метакогнітивних процесів особистості»