ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія метакогнітивних процесів особистості

Метапознание и личность
Взаимосвязь категорий метапознания и личности долгое время упрощалась в работах американских и европейских авторов. Метапознавательные свойства выделялись как группа характеристик, относящихся к когнитивной подсистеме в общей структуре личности, относительно автономных от других личностных свойств.
Только в последнее десятилетие стали проводиться экспериментальные и эмпирические исследования, раскрывающие глубинные взаимосвязи между личностными и метапознавательными особенностями субъекта. По своей на-правленности эти исследования можно отнести к трем основным категориям:
I. Исследования влияния отдельных личностных характеристи к на особенности осуществления и выбор операционного состава метакогнитивных процессов. Эти исследования показывают, что существуют определенные лич-ностные характеристики субъекта, являющиеся по своей структурной органи-зации симптомокомплексом личностных, когнитивных и метакогнитивных свойств. Кроме того, в серии специальных исследований показано, что лично-стные особенности субъекта влияют на предпочтение или выбор тех или иных метакогнитивных стратегий при решении задач.
II. Исследования влияния метакогнитивных особенностей на общие адаптационные характеристики личности. В первых исследованиях в этой об-ласти было доказано, что метакогнитивно одаренные субъекты в целом лучше социально адаптированы, чем люди со средним уровнем Развития метакогни-тивных свойств. В настоящее время эта группа исследований направлена на оп-ределение и анализ личностных свойств, составляющих симптомокомплекс «метакогнитивной одаренности » субъекта.
III. Исследования взаимосвязи и взаимовлияния личностной и когнитив-ной (включающей метакогнитивные процессы и свойства субъекта) подсистем психики. Эти исследования проводятся отечественными психологами в рамках изучения эффективности профессиональной деятельности, тендерных детерми-нант этой эффективности, социально-психологической и профессиональной адаптированностиличности. В настоящее время доказано, что личностная и когнитивная подструктуры личности могут быть в большей или меньшей сте-пени интегрированы у разных людей. Другими словами, любой испытуемый может быть помещен на некоторой точке условного континуума, на одном по-люсе которого находятся люди в высокой степенью интеграции личностной и когнитивной подсистем, на другом полюсе – люди с высокой степенью диффе-ренцированности этих подсистем. При этом для каждого «полюса» будет ха-рактерен свой тип социальной и профессиональной адаптации, свои жизненные стратегии [117, 119].
Еще двумя важнейшими составляющими личности, формирующимися при участи и метапознавательных процессов выступают направленность и «Я-концепция». Как отмечает большинство авторов, метакогнитивные процессы играют центральную роль в самооценивании текущей и прошлой деятельности, построении обобщенного самопредставления, текущем самоосознании и фор-мировании автобиографического знания.
Однако с начала 1990-х гг. в исследованиях представителей метакогни-тивного направления появился термин «self-system» (системное самооценочное представление субъекта), которое включает в себя самооценку, локус контроля, мотивацию и самоатрибуцию. По своей сущности это комплексная интегриро-ванная подсистема личности, поддерживающая ее метакогнитивные функции. Как отмечает McCombs [347], важнейшей метакогнитивной способностью субъекта в структуре этой системы, обеспечивающей относительную устойчи-вость Я-образу, выступает способность к метарепрезентационному моделиро-ванию собственных восприятий, аттитюдов и т.п. Эта способность предполага-ет рефлектирование и экспликацию процессов регуляции и контроля высокого уровня сложности. Таким образом, личностные факторы определяют особенно-сти метапознания в рамках целого ряда сложных психических феноменов, иг-рающих важнейшую роль в общей адаптированности субъекта.
Наряду с этим, нельзя не видеть и того, что тема «метапознание и лич-ность» все-таки находится на самых начальных стадиях своей рам работай, а эвристи ческий потенциал, заложенный в синтезе этих двух понятий лишь только начинает раскрываться. В этой связи можно вымазать достаточно обос-нованное предположение, согласно которому практически все метапроцессы (как собственно процессуальные образования) лежат в основе, но – в опреде-ленном смысле – одновременно и являются следствиями соответствующих им метакогнитивных свойств, качеств личности. Они – эти качества – совершенно необходимы для понимания реальной сложностиличности в ее целостности, но одновременно – и противоречивости.
Логика дальнейшего анализ требует обращения к двум другим также ба-зовым и основополагающим категориям – к категориям деятельности и психи-ческих процессов. Вполне сознавая это, мы, однако, обратимся к указанным те-мам не здесь, а ниже (в гл. 2). Дело в том, что по отношению именно к этим двум категориям нами были разработаны две соответствующие концепции, в которых предпринята попытка их раскрытия. Это – концепция интегральных процессов регуляции деятельности и обобщающая концепция структурно-уровневой организации системы психических процессов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Метапознание и личность» з дисципліни «Психологія метакогнітивних процесів особистості»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: АТ-команди
Ліцензування банківської діяльності
Частини мови
Баланс
Кредитоспроможність позичальника та основні джерела інформації дл...


Категорія: Психологія метакогнітивних процесів особистості | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 775 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП