ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія метакогнітивних процесів особистості

Метапознание и личность
Взаимосвязь категорий метапознания и личности долгое время упрощалась в работах американских и европейских авторов. Метапознавательные свойства выделялись как группа характеристик, относящихся к когнитивной подсистеме в общей структуре личности, относительно автономных от других личностных свойств.
Только в последнее десятилетие стали проводиться экспериментальные и эмпирические исследования, раскрывающие глубинные взаимосвязи между личностными и метапознавательными особенностями субъекта. По своей на-правленности эти исследования можно отнести к трем основным категориям:
I. Исследования влияния отдельных личностных характеристи к на особенности осуществления и выбор операционного состава метакогнитивных процессов. Эти исследования показывают, что существуют определенные лич-ностные характеристики субъекта, являющиеся по своей структурной органи-зации симптомокомплексом личностных, когнитивных и метакогнитивных свойств. Кроме того, в серии специальных исследований показано, что лично-стные особенности субъекта влияют на предпочтение или выбор тех или иных метакогнитивных стратегий при решении задач.
II. Исследования влияния метакогнитивных особенностей на общие адаптационные характеристики личности. В первых исследованиях в этой об-ласти было доказано, что метакогнитивно одаренные субъекты в целом лучше социально адаптированы, чем люди со средним уровнем Развития метакогни-тивных свойств. В настоящее время эта группа исследований направлена на оп-ределение и анализ личностных свойств, составляющих симптомокомплекс «метакогнитивной одаренности » субъекта.
III. Исследования взаимосвязи и взаимовлияния личностной и когнитив-ной (включающей метакогнитивные процессы и свойства субъекта) подсистем психики. Эти исследования проводятся отечественными психологами в рамках изучения эффективности профессиональной деятельности, тендерных детерми-нант этой эффективности, социально-психологической и профессиональной адаптированностиличности. В настоящее время доказано, что личностная и когнитивная подструктуры личности могут быть в большей или меньшей сте-пени интегрированы у разных людей. Другими словами, любой испытуемый может быть помещен на некоторой точке условного континуума, на одном по-люсе которого находятся люди в высокой степенью интеграции личностной и когнитивной подсистем, на другом полюсе – люди с высокой степенью диффе-ренцированности этих подсистем. При этом для каждого «полюса» будет ха-рактерен свой тип социальной и профессиональной адаптации, свои жизненные стратегии [117, 119].
Еще двумя важнейшими составляющими личности, формирующимися при участи и метапознавательных процессов выступают направленность и «Я-концепция». Как отмечает большинство авторов, метакогнитивные процессы играют центральную роль в самооценивании текущей и прошлой деятельности, построении обобщенного самопредставления, текущем самоосознании и фор-мировании автобиографического знания.
Однако с начала 1990-х гг. в исследованиях представителей метакогни-тивного направления появился термин «self-system» (системное самооценочное представление субъекта), которое включает в себя самооценку, локус контроля, мотивацию и самоатрибуцию. По своей сущности это комплексная интегриро-ванная подсистема личности, поддерживающая ее метакогнитивные функции. Как отмечает McCombs [347], важнейшей метакогнитивной способностью субъекта в структуре этой системы, обеспечивающей относительную устойчи-вость Я-образу, выступает способность к метарепрезентационному моделиро-ванию собственных восприятий, аттитюдов и т.п. Эта способность предполага-ет рефлектирование и экспликацию процессов регуляции и контроля высокого уровня сложности. Таким образом, личностные факторы определяют особенно-сти метапознания в рамках целого ряда сложных психических феноменов, иг-рающих важнейшую роль в общей адаптированности субъекта.
Наряду с этим, нельзя не видеть и того, что тема «метапознание и лич-ность» все-таки находится на самых начальных стадиях своей рам работай, а эвристи ческий потенциал, заложенный в синтезе этих двух понятий лишь только начинает раскрываться. В этой связи можно вымазать достаточно обос-нованное предположение, согласно которому практически все метапроцессы (как собственно процессуальные образования) лежат в основе, но – в опреде-ленном смысле – одновременно и являются следствиями соответствующих им метакогнитивных свойств, качеств личности. Они – эти качества – совершенно необходимы для понимания реальной сложностиличности в ее целостности, но одновременно – и противоречивости.
Логика дальнейшего анализ требует обращения к двум другим также ба-зовым и основополагающим категориям – к категориям деятельности и психи-ческих процессов. Вполне сознавая это, мы, однако, обратимся к указанным те-мам не здесь, а ниже (в гл. 2). Дело в том, что по отношению именно к этим двум категориям нами были разработаны две соответствующие концепции, в которых предпринята попытка их раскрытия. Это – концепция интегральных процессов регуляции деятельности и обобщающая концепция структурно-уровневой организации системы психических процессов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Метапознание и личность» з дисципліни «Психологія метакогнітивних процесів особистості»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Особливості банкрутства боржника, що ліквідується власником
КРИТЕРІЇ ПРИЙНЯТТЯ РІШЕННЯ ПРО ВИБІР ПРАВОВОЇ ФОРМИ ОРГАНІЗАЦІЇ Б...
Аудит оборотних засобів, інших необоротних матеріальних активів. ...
Зменшення статутного капіталу ТОВ
Умови кредитної угоди


Категорія: Психологія метакогнітивних процесів особистості | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 796 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП