ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Сходження до індивідуальності

Как соблюдать диету?
Для этого нужно, чтобы вам не хотелось есть продукты, которые по какой-то причине вы считаете вредными для себя (по совету врача или по собственному решению), и хотелось есть продукты, кото-рые вы считаете полезными. Каждый из нас подчас принимает такие решения: не есть много, отка-заться от мучного, долго и тщательно жевать, предпочесть, например, сырые овощи разваренным. Но эти решения чаще всего остаются невыполнимыми по разным причинам: нам это надоедает, или мы часто нарушаем собственные запреты, или полезная пища оказывается настолько невкусной, что сле-довать своему решению совсем не хочется. Проблема в конечном счете сводится: а) к управлению потребностью в пище и б) к управлению пищевым поведением.
Мне иногда говорят, что проблема диеты — это проблема взрослых, а подростку или юноше еще рано думать об этом. В основе этого суждения лежит представление о том, что соблюдение диеты всегда есть осуществление пищевого запрета. На самом деле это не так. Контроль пищевого поведе-ния — искусство, которым нужно овладевать как можно раньше. Я однажды спросил одного долго-жителя: что он считает главным в его несокрушимом здоровье? Он неожиданно ответил: «Я был еще мальчиком, когда бабушка научила меня правильно жевать пищу и не есть то, что не следует!» Встречается много подростков, которые начинают стыдиться, что у них быстро возрастает вес и им неприятно ходить на занятия по физкультуре, так как там приходится быть в спортивном костюме и в глаза бросается излишняя полнота. Поэтому то, что я здесь пишу о контроле пищевого поведения, важно как подросткам, юношам, девушкам, так и взрослым. Думаю, что эти вещи полезно знать и ро-дителям, так как они берут на себя функции управления пищевым поведением своих детей и не все-гда осуществляют их правильно, без вреда для здоровья детей. Итак, начнем обсуждать проблемы контроля пищевого влечения.
То, что нам уже известно о контроле влечений, позволит быстро понять сущность проблемы.
Поскольку каждая потребность обнаруживает себя в образах объектов ее удовлетворения, то надо научиться контролировать пищевое воображение. Тот, кто дает себе слово: «Как бы я ни захотел, есть это не буду!», всегда его нарушает. Чем сильнее он будет бороться с влечением, тем сильнее бу-дет представляться этот пищевой образ, и в конце концов наша привычка есть плохую пищу лишь потому, что она вкусная, победит. Требуется очень сильное самоустрашение, чтобы одним запретом удалось победить «человека привычки». У первобытных людей пищевое поведение регулировалось различного рода пищевыми табу, нарушение которых тяжко каралось. Полинезиец XVII века, отведав запрещенную пищу, если не умирал, то надолго заболевал. Но когда мы нарушаем запреты, то отно-симся к этому легко, так как нет (211:) непосредственной угрозы нашему здоровью, кроме неприят-ного ощущения, что нарушено собственное слово. В некоторых случаях врач прибегает к устраше-нию, говоря, что если вы будете это есть, то к вам вернутся страшные колики, и воспоминания о них наполняют нас уверенностью в том, что, видимо, следует воздерживаться от вредной пищи. В этом случае устрашение приходит извне и наполняет нас решимостью выполнять предписание. Иногда мы наполняемся решимостью и без посредничества врача, если твердо уверены в том, что нарушения диеты приведут к разрушению здоровья и приобретению избыточного веса, что уронит нас в глазах других.
Но у читателя, естественно, может возникнуть недоумение: «Неужели для того, чтобы контроли-ровать свою диету, обязательно нужно оказаться перед какой-то опасной границей? А нельзя ли. про-сто есть то, что нам хочется, и чтобы это соответствовало требованиям гигиены? Ведь существует же пищевая интуиция, управляющая нами изнутри, и мы хотим есть то, что для нас полезно». Все дело в том, что при наличии двойственной природы наших потребностей (сама потребность и «аппетит») наши позывы к определенным видам пищи определяются не потребностями организма в данном пи-тании, а влечением к определенному пищевому удовольствию, т.е. «аппетитом». Поэтому, не овладев этим влечением, мы не в состоянии прислушаться к нашему внутреннему голосу, звучащему слиш-ком слабо. Так что при наличии установки на получение пищевых удовольствий мы не можем ре-шить нашу проблему путем простого запрета. Значит, как я уже сказал вначале, нужно хотеть есть то, что полезно, и перестать хотеть есть то, что вредно и запрещено. Для этого нужно научиться извле-кать удовольствие из пищевого поведения, жевания и смакования, глотания полезной пищи, что бу-дет способствовать становлению полезной установки. В управлении пищевым влечением следует ис-пользовать приемы, подробно описанные в разделе о борьбе с курением, поэтому буду конспективен.
1. Надо изучить, как ведет себя влечение, в какое время и в каких обстоятельствах оно усилива-ется и когда становится безудержным. Один из моих учеников, например, говорил, что всегда ис-пытывает желание есть, приближаясь к своему дому. Читатель без труда поймет, что так сложи-лось потому, что начиная со школьной скамьи мать кормила его немедленно, как только он входил в свой дом. Так сложился стереотип привычки. У другого (его кормили точно по часам) безудерж-ное пищевое влечение вызывал вид циферблата в определенное время. Данные стереотипы про-граммируются внешними обстоятельствами: приближением к дому, стрелкой часов и многими другими ритмическими процессами, в частности сменой труда и отдыха, суточными изменениями на поверхности земли. Например, римляне эпохи республики ели один раз в сутки, примерно в пять часов вечера. Это вовсе не значит, что римлянин томился от голода целый день, он просто (212:) не хотел есть раньше, так как его пищевое влечение было запрограммировано на конец вто-рой половины дня. Отсюда понятно, что контроль пищевого влечения состоит прежде всего в том, чтобы оно как можно меньше зависело от случайно сложившихся в прошлом условий. Чем в меньшей степени мы запрограммированы внешними обстоятельствами, тем лучше. Это делает нас относительно свободными в контексте своего влечения. Оно будет иметь меньше шансов на то, чтобы в определенный момент дня вырвать нас из занятий и принудить к его удовлетворению.
2. Нужно научиться получать наслаждение именно от полезной пищи. Вспомним, как работает техника удовлетворения любой потребности: удовлетворение определяется количеством наслаж-дения, полученным от техники удовлетворения. Поскольку наслаждение всегда сознательно, то чем сильнее сосредоточено ваше внимание на процессе удовлетворения потребности в пище, в ча-стности на пищевом поведении удовлетворения (жевании, смаковании, глотании), тем больше удовольствия вы сможете извлечь из этого. Тот, кто умеет есть, получит больше удовольствий от сухой корочки и листа свежей капусты, чем другой от изысканно приготовленных кушаний, кото-рые он жует и глотает почти бессознательно, так как занят общением, разговорами и другими дей-ствиями, которые сами по себе не имеют никакого отношения к пищевому удовлетворению. При-знаком насыщения для последнего из указанных людей является переполненный желудок, вызы-вающий неприятное давление и т. п. Чтобы научиться есть, нужно многое знать о пище, уметь со-средоточиться на пищевом поведении удовлетворения и стремиться извлекать из пищи как можно больше удовольствия.
3. Следует отработать пищевые ритуалы и соблюдать их. Поскольку количество наслаждения и, следовательно, насыщение от пищи зависит именно от техники удовлетворения потребности, то последняя может быть увеличена за счет ритуала. Он облегчит, во-первых, включение всех меха-низмов пищевого поведения и, во-вторых, контроль пищевого влечения, так как со временем для человека станет невозможным испытывать и удовлетворять пищевое влечение вне данного ритуа-ла. В-третьих, ритуал увеличивает количество действий, приходящихся на определенную единицу пищевых объектов. Когда английский аристократ манипулирует многообразными обеденными приборами, пользуется различными вилочками и ножами, большими и маленькими, то все это на-правлено на увеличение количества пищевых действий, а не на поддержание этикета и духа дома, как он сам думает. Пищевые ритуалы играют большую роль в удовлетворении потребности, и пренебрегать ими опасно, так как пищевое влечение становится неконтролируемым, со всеми пло-хими последствиями. Тот, кто по первому позыву идет на кухню и ест то, что ему сейчас захоте-лось, не сервируя стол, в одиночестве, похож на пищевого алкоголика, который уже совсем не контролирует свое влечение и попал в полную зависимость от него. (213:)
Пьяница утверждает, что он не болен, потому что, как он говорит, «я не пью один!». Значит, удов-летворение этого влечения в одиночестве, по его мнению, является уже признаком алкоголизма. Вра-чи с этим диагностическим признаком не согласны, но физическая зависимость от пищевых объектов часто проявляется в том, что человек не может дождаться обеда и сесть за стол вместе со всеми, а старается «перехватить» до обеда.
Я хочу обратить внимание на то, что в пищевом поведении и ситуациях удовлетворяются не толь-ко потребности в пище, но и другие, например эстетические, потребность в общении, а в некоторых случаях потребность в престиже, когда на столе находятся престижные пищевые объекты, такие, на-пример, как красная икра, которую получают в закрытых распределителях только люди, имеющие высокий ранг в управленческой иерархии. Итак, об эстетике.
4. Если пищу готовят ваши родители, то убедите их в том, что полезной пище следует придавать внешний вид той, которая вам нравится, но от которой вы должны отказаться. Когда врач предпи-сывает есть сырые овощи, а вы их не хотите, так как ленитесь жевать, не любите их запах и пред-почитаете котлеты, то целесообразно делать капустные котлеты, внешне и по запаху похожие на мясные, и постепенно уменьшать влияние огня на продукт, только внешне обжаривая их. Этим вы постепенно расшатаете установку есть пережаренные и почти сожженные пищевые продукты, увеличивающие пищевые отравления отходами от них, которые организм не может вывести из се-бя обычными путями. Подобно тому как в курении вы создавали заместительные ритуалы, так же и здесь вы стремитесь одурачить «человека привычки» внешними признаками соответствующего поведения и включенных в него объектов.
5. Следует научиться отчетливо отделять пользу пищи от удовольствия от нее. Тогда вам будет нетрудно отказаться от пожирания с жадностью вкусных конфет. Поскольку вы понимаете, что от них только вред, то, чтобы получить нужное удовольствие, вы можете довольствоваться четвер-тью конфеты, не поглощаемой как хлеб (так делают развращенные матерями дети), и наслаждать-ся минимальным количеством этого вредного для здоровья вещества.
Любое вещество, даже пищевое, если оно оказывается в организме в избытке, начинает причинять вред. Углеводы — не исключение, хотя в нашем организме есть депо для углеводов.
6. Желательно создать для себя дружественное в смысле достижения ваших целей социальное окружение, стремиться к тому, чтобы ваши близкие и друзья помогали реализовать вашу про-грамму соблюдения диеты, а не препятствовать ей. Это окружение позволяет удовлетворять в пи-щевом поведении и смежные потребности, например в общении, в безопасности, в оказании по-мощи. Однако очень плохо, когда в пищевой ситуации начинают удовлетворяться потребности во власти, самоутверждении и пищевая ситуация выступает как средство замещения конфликтов. (214:)
Принудительное кормление, т.е. применение первой парадигмы управления пищевым поведением детей, лежит в основе почти всех психосоматических гастроэнтерологических заболеваний. Поэтому наличие благоприятного окружения само по себе не гарантирует саногенные свойства пищевой си-туации. Но мы еще к этому вернемся.
7. Нужно много знать о своей диете, знакомиться с основами гигиены питания, свойств пищи, с тем, что с нею происходит в организме. Какой-то минимум знаний из психологии и физиологии питания необходим для того, чтобы мы сознательно выполняли программу контроля пищевого по-ведения.
При управлении любой привычкой надо помнить, что с помощью насилия и принуждения мы ни-чего не добьемся, так как дурная привычка всегда есть некоторый дурной способ получения удовле-творения. Поэтому нужно добиться того, чтобы мы получали аналогичное удовлетворение с помо-щью полезного или приемлемого поведения, не причиняющего прямого вреда нам и другим. Если вы научили своего «человека привычки» получать наслаждение от полезных пищевых продуктов, то его влечение к вредным ослабевает и потом отпадает совсем, как падает с дерева перезревшее или сгнившее яблоко.
В любой программе самосовершенствования бывают случаи нарушения запретов, которые мы ста-вим себе. Не нужно сокрушаться по поводу такого рода нарушений и обвинять себя в слабоволии и беспомощности. Если есть установка к самосовершенствованию, то таких нарушений будет стано-виться все меньше и меньше и постепенно они исчезнут, если будет возрастать тенденция удовлетво-рения потребностей желательным способом. В конечном счете мы достигаем эти цели в той степени, в какой приобрели способность и умения извлекать пользу из удовлетворений и радостей, которыми нас награждает жизнь.
Пожалуй, ни одно из влечений человека, разве что за исключением полового влечения, не подвер-гается такой деформации, как пищевое влечение, если оно управляется по первой парадигме. Причем последствия этого управления не проявляют себя непосредственно в особенностях пищевого влече-ния. Например, при язвенной болезни или при дискинезии желчных путей нет нарушений пищевого влечения. Аппетит и другие признаки влечения остаются «в норме». Однако эти болезни являются результатом существенных деформаций в личности, возникающих вследствие применения насильст-венной парадигмы. Если пищевое поведение приобретает защитный характер как средство избавле-ния от неприятностей или как удовлетворение требования взрослых есть столько, сколько нужно для того, чтобы быть «хорошим ребенком», то оно ведет к заболеванию, сущность которого состоит в том, что пищеварительные реакции осуществляются не на пищу, не на пищевую ситуацию и служат не средством удовлетворения голода, а средством достижения или безопасности, или признания себя «хорошим». Если эта схема закрепляется, то, как мы уже (215:) говорили об этом раньше, она приво-дит к «желудочной реакции на социальные ситуации», что не остается бесследным для человека. Ес-ли защитной станет антипищеварительная реакция, например закрытие желчевыводящего протока, то такая реакция на социальные ситуации тоже приведет к болезни. Поэтому читатель должен проник-нуться желанием неукоснительно следовать второй, ненасильственной парадигме в саморегуляции пищевого влечения как у себя, так и у других, в особенности если этими другими являются дети, дети читателя. Если же читатель — врач, то ему следует разъяснить пациенту вредные последствия при-менения насильственной парадигмы управления пищевым влечением.
Для того чтобы эффективно применять ненасильственную парадигму управления самим собой, нужно как раз овладеть способностью извлекать максимальную пользу из наших радостей. Однако при этом возникает вопрос: можно ли извлечь аналогичную пользу из. наших страданий?

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Как соблюдать диету?» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ГРОШОВОГО ОБОРОТУ І МІСЦЕ В НЬОМУ ФІСКАЛЬНО-...
Методика розрахунку витрат
Графіка
ВАЛЮТНИЙ РИНОК. ВИДИ ОПЕРАЦІЙ НА ВАЛЮТНОМУ РИНКУ
Класифікація кредитів комерційних банків


Категорія: Сходження до індивідуальності | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 688 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП