Учить легко, а переучивать трудно, особенно если порочные реакции доставляют нам удовольст-вие. Если я стал таким, что получаю удовольствие от унижения слабого, то как научиться получать радость от помощи ему? Как (183:) быть, если я просто не в состоянии быть один вследствие чрез-мерной потребности в общении? Стоит мне остаться дома одному, как обязательно хочется кому-то позвонить или я нахожу повод выйти во двор, хотя у меня куча дел. Как быть с отвращением к заня-тиям физкультурой? У каждого может быть свой список недостатков. Но наша цель — указать общие закономерности переучивания, т.е. устранения привычных действий и закрепившихся неприятных переживаний. Задумаемся над некоторыми парадоксами жизни. Чем объяснить, что, однажды научившись пла-вать, мы никогда не забываем, как это делается? Точно так же, научившись бегать на коньках, мы ни-когда не забываем это искусство. А ведь бег на коньках требует удивительной координации движе-ний. Почему, изучив иностранный язык, мы его можем очень быстро забыть? Каждый ученик сред-ней школы думает, что забывание происходит оттого, что мы не повторяем материал. Тогда чем объ-яснить, что некоторые образы детства сохраняются на всю жизнь, хотя мы ни разу в своей жизни не повторяли детства? Но почему мы иногда забываем то, что часто повторяется? Мой сотрудник, побыв в отпуске, забыл номер своего телефона и был вынужден посмотреть в свою записную книжку. При этом он клятвенно заверял меня, что несколько раз звонил оттуда домой. Симптоматично ли то, что это забывание совпало с моментом, когда он находился в конфликте с женой? Эти парадоксы можно объяснить только психологически. Приведу один эксперимент. Две крысы были обучены нажимать на рычаг для того, чтобы полу-чить пищу. Степень развития навыка у обеих была одинаковой. Но потом условия изменились. Пер-вую крысу убрали из клетки и перевели в другую, а вторую оставили. Затем рычаги перестали рабо-тать, т.е. при нажатии пища не появлялась. Психолог дождался, чтобы у обеих крыс полностью ис-чезла реакция нажимания рычага в состоянии голода. Животных кормили обычно. Потом первую крысу вернули в прежнюю клетку с рычагом. Крыса, все время сидевшая в ней, отказалась пользо-ваться рычагом, а вернувшаяся крыса как ни в чем не бывало им воспользовалась, т.е. у одной крысы, хотя все это время она рычагом не пользовалась, навык сохранился, а у другой исчез. Эта схема дает кое-что к пониманию забывания привычки. Исчезновение навыка в данном случае явилось следстви-ем его угашения. (Этот процесс психологи еще называют изживанием). Под угашением понимают повторение ситуации, в которой происходило заучивание, но без эмо-ционального подкрепления. Значит, для того чтобы привычка исчезла, надо создать схему угашен и я, т. е. воспроизводить ситуацию научения без ее существенного элемента — соответствующего пере-живания. Теперь мы понимаем, отчего воспоминания детства держатся крепко. Все дело в том, что детские ситуации в нашей жизни не повторяются (184:) и, таким образом, схема угашения к ним не-применима. В этом коренится парадокс: память у детей хуже, чем у взрослых, но ситуации детства они сохраняют лучше, чем взрослый сохраняет в памяти свои ситуации. Точно так же навыки плава-ния хорошо сохраняются потому,, что в нашей жизни не бывает случаев, чтобы ситуация, когда мы купаемся (не в ванне, конечно), была без плавания и положительных переживаний. А иностранный язык мы быстро забываем потому, что создается схема угашения: в сходных речевых ситуациях мы говорим по-русски и необходимость в иностранном языке отпадает. «Иностранные» навыки угаша-ются в каждом акте говорения по-русски, так как иное речевое поведение не получает подкрепления определенными смысловыми переживаниями. Но стоит иностранный язык включить в реальную ре-чевую ситуацию с говорением и соответствующими переживаниями, как будет быстро происходить научение. Поэтому мне кажется очень неэффективным школьное изучение иностранного языка. Мы его усвоим тогда, когда он нам станет нужен и мы будем испытывать удовлетворение от говорения или чтения на нем. Когда мы обсуждали ненасильственную парадигму управления процессом изживания или устра-нения нежелательного поведения, то упоминали процесс угашения. Установлено, что при угашении действительно устраняется навык, хотя некоторые предрасположения к нему могут оставаться и вес-ти к спонтанному восстановлению действия. Значит, для того чтобы применять к себе ненасильст-венную парадигму управления, нужно овладеть методами угашения нежелательных навыков. Приве-денные выше примеры служат для объяснения этого механизма. Я привел примеры, которые на первый взгляд далеки от наших задач. Но это только кажется. В устранении любого навыка действуют законы угашения. И их надо использовать.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Как происходит отучивание?» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»