Кто ее не начинал? Я сегодня решаю, что с завтрашнего утра начну пробежки по скверу или сде-лаю гимнастику. Я решаю не давать никаких поблажек своему «человеку привычки», так как считаю, что он недостаточно воспитан и у него много недостатков. Но почему-то бывает так, что когда все это надо делать, находятся причины, чтобы не делать этого. Мой «человек привычки» включает из-вестные защитные механизмы против усилия, которое он не хочет применять, и найдет причины, чтобы не начинать новую жизнь. Наши привычки устроены так, что они не желают меняться. И среди этих привычек особое значение имеют привычки умственного поведения, которые управляют нами. Под влиянием человека, чтения книги бывает так, что мы начинаем думать о пути движения к луч-шему. И действительно, если даже некоторое время нам и удается начать жить по-новому, то под влиянием тех же привычек все постепенно возвращается «на круги своя». Это происходит потому, что отказ от привычек всегда труден и неприятен. В оправданиях такого рода отказа есть одна главная мысль: «Воспитывать себя трудно, и самовос-питанием я не хочу увеличивать трудности своей жизни». Действительно, трудно самовоспитание или легко? Правомерно ли так ставить вопрос? Ведь большей частью люди бывают вынуждены взяться за самовоспитание из-за обстоятельств, угрожающих их благополучию или жизни. Кто-то вследствие инфаркта оказался на грани жизни и смерти и вынужден взяться за свое оздоровление. Кто-то, тренируясь и стараясь стать чемпионом, применил к самому себе столько насилия, что его ор-ганизму пришлось впасть в смертельную болезнь, чтобы извлечь себя из пучины бесконечной чемпи-онской гонки. Потом мы узнаем, как путем беспощадной тренировки этот человек себя постепенно оздоровил. Кто-то бросил курить с того момента, как врачи сказали, что ему угрожает ампутация но-ги по колено, так как развивается облитерирующий эндартериит, который иначе остановить невоз-можно. Естественно, что эти люди обращаются к самовоспитанию как к последнему средству избав-ления от страдания, хотя это и трудно. Читатель без труда даст объяснение внутренней причине такой решимости, так как знает, что опи-санные мысли возбуждаются действием первой, насильственной парадигмы саморегуляции. А возможно ли совершенствовать себя легко, с удовольствием? Возможно. Но тогда за самовоспи-тание нужно браться не под бичом вынужденности и давления обстоятельств, а свободно, из глубоко-го, истинно человеческого желания стать лучше, совершеннее. В основе этого стремления лежит по-требность в самореализации, т. е. в пробе и развертывании в жизни заключенных в человеке возмож-ностей. Нетрудно увидеть, что самовоспитание, ориентированное на получение радости и удовлетво-рения от самосовершенствования, основывается на управленческой парадигме ненасилия. (172:) Эта книга написана не для тех, кто ищет выхода от скуки в интересном чтении. Я бы им предло-жил различные книги по занимательной физике или психологии. Эта книга написана для людей, ста-вящих перед собой задачу самосовершенствования и способных набраться терпения, чтобы прочи-тать «скучное» научное изложение предмета, которым они намерены заниматься. Мне хотелось бы заметить, что процесс воспитания протекает объективно, независимо от того, «воспитывает» нас кто-то или нет. Но обычно только незначительная часть этого процесса контроли-руется достаточно надежно. А в основном он происходит как бы стихийно. Итак:
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Как начать новую жизнь?» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»