Нарушение целостности человека всегда вызывает реакцию, которую мы называем болью. Когда мы думаем о себе, то перед умственным взором предстают различные целостности: телесная, функ-циональная, проявляющаяся в работе физиологических систем; психическая, при дезинтеграции ко-торой проявляются эмоции; целостность личности и целостность индивидуальности. Для того чтобы целостность сохранилась при изменениях и влияниях внешнего мира, необходимо иметь информацию о том, какой она должна быть (модель должного), каково реальное состояние це-лого здесь и теперь. Необходимо обладать способностью сличать эту информацию и реагировать на нее, чтобы совершить действия, устраняющие нарушение целостности. Эти действия пробуждаются аффективной реакцией на нарушение целостности, т. е. болью. Приспособительное значение боли хорошо известно. Нарушение целостности тканей, например кожи, дает боль, если это нарушение достигает некоторого порога. Нарушение функции органа, на-пример переполненный желчный пузырь при спазме желчевыводящего протока создает боль органи-ческую. В процессе эволюции совершенствовалась и система восстановления целостности, так что большинство систем в нашем организме имеет унаследованную, безусловную систему реакций, по-рождающих боль. Любая (128:) функциональная система, даже психическая, также должна воспроиз-водить себя, преодолевая дезинтеграцию, побуждаемая неприятным состоянием, от которого необхо-димо избавиться. Некоторые виды дискомфорта, возникающие при рассогласовании определенных систем, порождают состояния, лежащие в основе потребностей, например голод или жажду. Эти эмо-ции достигают иногда уровня боли в зависимости от степени дискомфорта. Психические целостности, такие, как личность, также испытывают дезинтеграцию, порождающую «душевную боль», которую мы переживаем в стыде, обиде, вине, зависти. Реальный облик этой ду-шевной боли и то, как она воспринимается нами, зависят от опыта. Когда наша душа не в состоянии устранить рассогласование, разрыв целостности в тонкой структуре психического, и если эта целост-ность насыщена энергией, то боль может достигать уровней, превосходящих физические боли. По-этому единое понимание боли как нарушения и дезинтеграции целостности позволяет нам продви-нуться в самопознании. Эмоции могут замещать друг друга, если индивидуальность еще не созрела. Например, боль в животе у детей часто является следствием лишения телесных контактов с матерью. Если взрослый в том случае, когда его не любят, страдает от обиды, то у ребенка это же душевное со-стояние проявляется в виде органических болей, которые ставят в тупик педиатра. В основе боли лежит дезорганизация, распад, хаос. Противостояние, предотвращение распада, увеличение степени согласованности, организованности системы целого порождает противополож-ное боли переживание, ее ослабление, удовлетворение. Когда мы выше вели речь об удовольствии и неудовольствии, то имели в виду боль и ее противоположность. Чем жестче организация, чем она ригиднее, тем больше усилий и внимания целостность должна уделять сохранению этой структуры и тем больше вероятность, что она будет обнаруживать в себе дезорганизацию и боль. Можно говорить о некоторой оптимальной степени организации или дезор-ганизации, которые терпимы. Нетерпимость всегда понижает порог реакции на дезорганизацию. По-вышенная жизненность и спонтанность повышает этот порог, и поэтому когда мы полны энергии — мы терпимы. Когда я слаб, раздражение и боль возникают при малейшем воздействии, которое я раньше и не заметил бы. Меня раздражают яркий свет, громкие звуки, активность детей и даже неж-ность жены. Если такая целостность, как моя личность, неблагополучна, то отдельные системы, входящие в нее, также неблагополучны. То, что обычно приносило удовольствие, может причинить боль. Поэто-му как боль, так и удовольствие не являются простыми следствиями силы воздействия или степени дезинтеграции, а зависят от установки на благополучие, радость или на неблагополучие и неприят-ность. Одно и то же может, в зависимости от установки и ожиданий, приносить удовольствие или боль. (129:) Например, молодая женщина жаловалась на дискомфорт, который она с некоторых пор стала ис-пытывать в супружеских отношениях. Оказалось, что причиной этих неприятных переживаний был оргазм, который возникал неожиданно для нее и был множественным, повторялся в течение одного акта несколько раз. Изумление и интеллектуальный шок, которые испытывал при этом открытии психотерапевт, рассеялись постепенно, по мере того как становилось известно, как образовалась про-тивосексуальная установка в жизненном опыте этой женщины. Она постоянно подвергалась внуше-нию, что секс — это неприятная и болезненная процедура, в которой должна участвовать замужняя женщина. «Радуйся жизни, пока ты не замужем,— говорила ей мать.— Потом пойдут аборты и роды. Мужчины эгоистичны. Эти животные женщину не жалеют. Природа несправедлива к женщине. Ради минуты сомнительного удовольствия приходится расплачиваться родами или абортом. Не позволяй к себе прикасаться никому. Мужчина от этого становится не в себе и может изнасиловать, и ты раньше времени сделаешься мамой, и нам будет стыдно. Вот когда выйдешь замуж, то тогда ты обязана вы-полнять свой супружеский долг. Обязана. Понимаешь? И никаких иллюзий на этот счет! Не слушай болтовню своих подруг на этот счет. Они ничего не понимают». И так далее в этом же роде. Эротическое развитие девочки было заблокировано. Когда я предложил ей вспомнить приятные состояния, которые были в ее жизни, то оказалось, что это были преимущественно пищевые удоволь-ствия, удовольствия от похвалы, успеха, но среди них не было эротических удовольствий, хотя с три-надцати лет во сне уже происходил оргазм. Я привел этот пример, чтобы показать, что установка мо-жет полностью трансформировать смысл происходящего, наслаждение сделать болью, и наоборот. Трудно предположить, что думали Аристотель или К. Маркс, когда утверждали, что человек — существо общественное. Я не могу отказаться от мысли о том, что они имели в виду, кроме остально-го, процесс идентификации, хотя это понятие до XX века не было разработано. Идентификация рас-ширяет целостность, включая в Я не только отдельных людей, но и общество в целом. Это увеличи-вает возможности человека испытать наслаждение единства и гармонии большой целостности, в ко-торой он или центр, или по крайней мере причастен к центру, предполагая себя способным влиять на жизнь общества. Но вместе с тем очевидно, что включение в большую целостность увеличивает вероятность боли дезинтеграции в этой целостности. Поэтому нетрудно представить, что у человека источник боли может находиться вне его тела и лишь выражаться через него. Самопознание предусматривает позна-ние собственной боли, выяснение ее природы и источников. Большей частью мы имеем смутное представление о том, что нам причиняет боль, например при депрессии, при потере общественного положения, в особенности когда мы чувствуем дезинтеграцию большого целого, (130:) нашего обще-ства. Поэтому человеку в одиночку невозможно полностью освободиться от страдания без достиже-ния гармонии в мире, в котором он живет.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Боль» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»