Со времен Платона мы думаем, что душа состоит из трех относительно самостоятельных сущно-стей: ума, воли и чувств, в основе которых лежат эмоции. Если ум и воля в какой-то степени подчи-няются нам, то эмоции всегда возникают и действуют непроизвольно, помимо нашей воли и жела-ний. Это мы знаем из собственного опыта, когда возникшая эмоция подчиняет наш ум и волю. Стыд, например, мобилизует наш ум и волю на то, чтобы изменить свое поведение или состояние так, чтобы избежать стыда (если не в данный момент, то в будущем). Мы редко поступаем вопреки стыду. Аристотель считал, что стыд — полезная вещь для отроков, что он избавляет их от плохих по-ступков. «Но мы не хвалим взрослого, если он стыдлив»,— говорит философ. Взрослый, полагал он, должен соразмерять свое поведение с благом, а не с чувством стыда. Мы можем добавить к этому, что добродетельное поведение, побуждаемое стыдом, представляет собой защитное от стыда поведе-ние — и поэтому оно не добродетельно. Если регулятором поведения является стыд, то трудно пред-видеть, каким оно будет, если этот человек станет взрослым и освободится от стыда. Однако если стыд уже есть, то мы не можем устранить его, но можем лишь его скрыть, не пока-зать виду. Следовательно, он возникает в сфере бессознательного, т.е. порождается привычными дей-ствиями ума, которые происходят вне сознательного контроля. Наше сознание имеет дело с готовым продуктом работы нашего ума, а к а к получен этот результат, оно не знает. Поэтому-то сознание не может контролировать такие эмоции, как стыд, вина, обида, отвращение. Поэтому познание эмоции должно быть направлено на осознание тех операций ума, с помощью которых порождается эта эмоция. Опять мы приходим к требованию сделать бессознательное сознательным. (112:) Любая эмоция возникает в определенных обстоятельствах. Информация об их оценке подвергает-ся обработке, в результате чего и возникает эмоция. Эта сложная работа нашего ума может быть по-нята и контролируема. Чем примитивнее и проще эмоция, например страх или отвращение, тем труднее ее осознать и понять. Высшие же эмоции понять легче хотя бы потому, что программы ум-ственного поведения, порождающие эти эмоции, возникли позже, недавно. Если страх и гнев мы ис-пытывали в младенчестве, а может быть, еще и во внутриутробном состоянии, то зависть, стыд, оби-ду стали испытывать с момента осознания самого себя, не ранее трех лет. В этот период развития возникает Я-концепция и благодаря слову умственные операции становятся контролируемыми. По-этому мы начнем психологический анализ с высших эмоций.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Новое мышление об эмоциях» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»