Доводы — это заявления, которые отвечают на вопрос, почему мы должны верить во что то или де лать что то. Если вы хорошо знакомы со своим пред метом, у вас, скорее всего, уже есть в распоряжении какие то доводы. Например, если вы — рьяный сто ронник физических упражнений и хотите, «чтобы слушатели совершали трехкилометровую пешую прогулку хотя бы три раза в неделю», вы знаете три причины, по которым стоит совершать такие прогул ки: 1) это помогает контролировать свой вес; 2) это укрепляет сердечно сосудистую систему; 3) это улучшает самочувствие. Однако в большинстве случаев, когда вы собирае тесь убедить других своей речью, вам будет полезно провести дополнительные исследования, чтобы про верить свои доводы или разыскать новые, после чего вы сможете выбрать из них наилучшие для вашей речи. Если, например, цель речи сформулирована так: «Я хочу, чтобы моя аудитория считала, что США должны пересмотреть свою систему пособий по бед ности», то для поддержки этого мнения вы могли бы привести шесть доводов: • Эта система стоит слишком дорого. • Эта система несправедлива. • Эта система не помогает тем, кто нуждается в по мощи больше всего. • В этой системе слишком часто имеют место зло употребления. • Эта система не побуждает получателей пособий заниматься поиском работы. • Эта система не поощряет самостоятельность. Как только вы составите список возможных дово дов, взвесьте и оцените их, чтобы выбрать из них три или четыре хороших. Вот несколько критериев для оценки предполагаемых доводов. 1. Хорошие доводы должны быть подкреплены фактическими доказательствами. Некоторые дово ды звучат внушительно, но не могут быть подкреп лены фактами. Например, заявление: «В системе рас пределения пособий по бедности слишком часто име ют место злоупотребления» выглядит как хороший довод, но если вы не можете найти факты, подкреп ляющие столь резкое заявление, либо сделайте его более умеренным, либо вообще не используйте в сво ей речи. Вы можете удивиться, обнаружив, как мно го доводов, упоминаемых в различных источниках, при подготовке речи вам придется отбросить из за того, что им не находится достаточного подкрепле ния. 2. Хорошие доводы должны иметь отношение к предложению. Иногда заявления выглядят как до воды, но на самом деле не несут в себе никаких ре альных доказательств. Например, фраза «Систему пособий по бедности поддерживают социалисты» для людей, не любящих социалистов, возможно, бу
дет хорошим доводом в пользу пересмотра системы, однако в действительности это заявление не дает ни каких прямых обоснований того, что систему надо пересмотреть. 3. Хорошие доводы должны оказывать воздей ствие на предполагаемую аудиторию. Допустим, вы собрали множество фактических доказательств, под держивающих заявление: «Система пособий по бед ности не побуждает получателей пособий занимать ся поиском работы». Но даже если этот довод хоро шо подкреплен, он не будет эффективно работать в такой аудитории, где большинство не считает «по буждение заниматься поиском работы» главным кри терием для оценки системы пособий. Хотя вы и не всегда точно знаете, какое воздействие окажет ваш довод на аудиторию, вы можете приблизительно оце нить его воздействие на основе сделанного вами ана лиза аудитории. Например, по отношению к теме реформирования системы пособий по бедности неко торые группы слушателей могут быть больше озабо чены издержками системы, ее справедливостью или злоупотреблениями. В рубрике «Исследования ученых» представлен обзор работ Ричарда Петти на тему изменения уста новок и поведения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Как найти хорошие доводы» з дисципліни «Психологія спілкування»