Группы обычно проходят несколько стадий разви тия. Хотя для описания этих стадий было предложе но много различных моделей, широкое распростра нение получила модель Такмана (Tuckman, 1965), поскольку в ней выделяются центральные вопросы, с которыми встречается группа на каждой стадии своего развития. Он назвал эти стадии «формирова ние», «шторм», «выработка норм», «выполнение за дачи» и «закрытие». Современные исследования (Wheelen & Hochberger, 1996) подтверждают, что реально наблюдаемые группы действительно прохо дят через каждую из этих стадий. В этой части главы мы опишем каждую из стадий развития группы и поговорим о природе общения во время прохожде ния каждой фазы. Формирование — начальная стадия разви тия группы, в течение которой люди приходят к ощущению того, что группа ценит и прини мает их так, чтобы они могли идентифициро вать себя с группой.
ным прощупыванием», когда члены группы пытают ся познакомиться друг с другом, понять, как будет работать группа, и найти свое место в ней. Во время формирования любые реальные несогласия между людьми остаются незамеченными, поскольку члены группы стараются показать себя гибкими. Если груп па формально назначает своих лидеров, на этой ста дии члены группы ориентируются на них в своем поведении. Члены группы стараются приспособить ся друг к другу и предстать друг перед другом при ятными людьми. Андерсон (Anderson, 1988) утверждает, что во вре мя формирования группы следует выражать положи тельные отношения и чувства, удерживаясь от рез ких или несогласных замечаний, пытаться немного раскрывать себя и ждать, пока на это ответят взаим ностью, стараться быть дружелюбными, заинтересо ванными и открытыми по отношению к другим. Это значит, что здесь можно использовать навыки актив ного слушания и эмпатии, чтобы лучше познако миться с другими членами группы, а также улыбать ся, кивать и поддерживать доброжелательный зри тельный контакт, чтобы сделать общение чуть более свободным.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СТАДИИ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ» з дисципліни «Психологія спілкування»