Наши первые впечатления возникают на основе физических качеств человека в таком порядке: раса, пол, возраст, внешний вид, выражение лица, контакт глаз, движения, личное пространство и прикоснове ния. Эти характеристики помогают нам оценить лю дей как дружелюбных, мужественных, интеллигент ных, сдержанных или наоборот (Gardenswartz & Rowe, 1998). Первые впечатления также формируютГлава 2 Восприятие себя и других ся на базе социального поведения. Например, чело век, позволяющий себе прерывать собеседника, мо жет быть воспринят как невежливый. Ребенок, обра щающийся к взрослым «Мистер» или «Мисс», может быть воспринят как хорошо воспитанный. Женщины и мужчины обращают внимание на раз ные особенности других людей. Лесли Зебровиц (Zebrowitz, 1990) говорит, что мужчины и мальчики обычно видят и описывают других в терминах спо собностей («Она хорошо пишет»), тогда как женщи ны и девушки обычно видят и описывают других в терминах яконцепции («Она думает, что она хоро шая писательница»). Дополнительно Зебровиц обна ружила, что мужские описания чаще включают в себя не связанную с общением деятельность («Ей нравится запускать модели самолетов»), тогда как женщины включают в описания больше межличност ных отношений («Ему нравится проводить время со своими друзьями») (с. 24). Некоторые суждения других людей основаны на так называемых «скрытых личностных теориях», ко торые представляют собой допущения людей о свя зях между различными физическими особенностями и чертами личности (Michener & DeLamater, 1999). Поскольку ваши собственные скрытые теории личности связывают друг с другом определенные качества, вы, вероятно, считаете, что человек облада ет полным набором соответствующих характеристик, когда наблюдаете лишь одно из этих качеств. Это явление известно как эффект ореола, или галоэф фект. Например, Хизер видит, что Мартина лично приветствует каждого вновь прибывшего участника встречи. Скрытая теория личности Хизер подсказы вает ей, что такое поведение — признак душевной теплоты. Далее она ассоциирует душевную теплоту с добротой, а доброту — с честностью. В результате она воспринимает Мартину хорошей и честной, а не только душевной. Эффект ореола — приписывание человеку набора связанных между собой качеств, когда вы на самом деле наблюдаете только одно ка, чество из этого набора. В действительности Мартина может быть хоро шей актрисой, использующей свою кажущуюся мяг кость для привлечения таких людей, как Хизер, вы зывая в них обманчивое чувство доверия. Подумайте об этом Эффект ореола Какие черты или персональные характеристики вы считаете связанными между собой? Предпо ложим, вы сделали открытие, что новый знако мый глубоко религиозен. Какие отношения и поведенческие характеристики вы бы приписа ли этому человеку? В следующий раз, когда вы сделаете заключение, основанное на галоэф фекте, не забудьте обдумать его. Это пример «положительного ореола» (Хизер наделяет Мартину положительными качествами). Мы также используем скрытую теорию личности, неправильно приписывая людям отрицательные ка чества. Фактически Холлман (Hollman, 1972) обна ружил, что негативная информация сильнее влияет на наше впечатление о других людях, чем позитив ная. Более вероятно, что мы наделим других отрица тельным ореолом, чем положительным. Эффект ореола чаще всего возникает при следую щих условиях: 1) когда воспринимающий судит о чертах, в кото рых он не разбирается; 2) когда черты связаны с нравственностью; 3) когда воспринимающий хорошо знает данного человека. При наличии ограниченной информации мы сами додумываем детали. Эта тенденция дополнять дета ли ведет ко второму фактору, который объясняет со циальное восприятие, — к стереотипам.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Физические характеристики и социальное поведение» з дисципліни «Психологія спілкування»