Когда люди общаются друг с другом, они пресле дуют определенные цели. Или, как говорит Кэти Келлерман (Kellerman, 1992), ведущий исследова тель по межличностным контекстам: «любая комму никация целенаправленна», независимо от того, осознанна цель или нет (p. 288). Цель конкретной транзакции может быть серьезной или тривиальной, и один из способов оценить успешность общения — это узнать, была ли достигнута цель общения. На пример, Бет звонит Ли и спрашивает, не хочет ли она присоединиться к ленчу и обсудить проект, над ко торым они вместе работают; ее цель может состоять в разрешении невыясненных вопросов, в том, чтобы сделать совместную работу более тесной или просто создать дружескую атмосферу. Когда Карим доводит до сведения членов студенческого совета собранные им статистические данные о степени распростране ния наркотиков среди студентов, его целью может являться вынесение этой информации на обсуждение в группе или просто констатация фактов с целью посмотреть в лицо проблеме распространения нарко тиков. В зависимости от целей оратора даже, каза лось бы, успешная транзакция может провалиться в смысле достижения целей. И, конечно же, для раз личных целей нужны различные коммуникационные стратегии. Иногда оратор и не подозревает о своих целях. Например, Джамал встречает Тони и весело говорит: «Тони, как жизнь?» Джамал, пожалуй, и не думает: «Тони — мой знакомый, и я хочу, чтобы он понял, что я его заметил и считаю его достойным того, чтобы с ним поздороваться». В этом случае социальное обя зательство — узнать Тони — выполняется спонтанно посредством первого приемлемого высказывания, пришедшего Джамалу в голову. Независимо от того, осознает ли это Джамал, цель мотивирует его пове дение. В этом случае можно считать, что Джамал до стиг цели, если Тони ответит столь же непринужден ным приветствием.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Коммуникация имеет цель» з дисципліни «Психологія спілкування»