Качественный переход из одного психического статуса (состояния) в другой может осуществляться по аналоговому варианту: изменяться медленно или быстро вдоль континуума либо, как чаще происходит в потрясающей психотерапии, по взаимоисключающему, то есть цифровому варианту, где изменения осуществляются дискретно, скачком. Последнее может происходить в результате естественных жизненных или смоде- лированных (искусственных) потрясений. В любом случае потрясение для конкретного человека — это своеобразный «пассионарный толчок». Переход из одного состояния в другое при дискретном варианте — это быстрое, лавинообразное протекание процессов нелинейного и, что самое важное, самостимулирующего роста. «Наука движется толчками в зависимости от успехов, делаемых методикой»,— подчеркивал И. П. Павлов. Данное утверждение в равной мере может быть отнесено и к описываемому психотерапевтическому процессу. Как известно, человек представляет собой диссипативную систему, связанную с потерей энергии, и в то же время это самообнов- ляющаяся и саморегулирующаяся система. Задача «психотерапии новой волны» нередко сводится к поиску возможностей инициации таких самообновляющих и саморегулирующих процессов. Если лягушку поместить в воду и медленно подогревать, лягушка сварится. Если лягушку бросить в кипяток, она успевает вы- прыгнуть из него. «1+1 = 1, или Душа + тело = человек» Целое (человек) не равно сумме его частей. Оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное. Интеграция разбросанных структур, несвязанных подсистем в новое видение себя и мира, в новую организацию частей личности, в целое есть одна из основных задач потрясающей психотерапии. Объединение различных конфронтирующих фрагментов сознания и бессознательного дает целостность, однако на другом уровне существования этих элементов. Синергетика открывает новые принципы суперпозиции, сборки сложного эволюционного целого из частей, построения сложных развивающихся структур из простых. Еще В. Эренфельс (Ehrenfels von, 1890) сформулировал тезис о том, что целое (система) есть большее, чем сумма его частей (подсистем). С повышением сложности систем появляются новые качества, которых на уровне подсистем еще не было. Онтогенетическое развитие человека формирует системы, в част- ности психосоматические, по принципу гетерохронности. Одни личност- ные образования, отношения могут обгонять в своем развитии другие Потрясающая психотерапия 333 («Я-концепция». например, может не соответствовать «Я-образу»), то есть часть элементов личности может представлять собою не совсем «зрелые» образования. Однако личность есть целостная организация с «развитыми» и «недоразвитыми» структурами. Может иметь место один темп развития частей, составляющих личность, однако закономерности сосуществования структур разного «возраста» в одном темпомире — это сложное диалектическое взаимодействие адаптационных и компенса- торных механизмов. Фундаментальное достижение даосизма состоит в понимании, что качество создается и поддерживается существованием его противоположности. Проанализировать единство никак невозможно, находясь в самом единстве; необходимо перейти на другой уровень, где исчезает дихотомия субъект-объектных отношений. Некто искал Истину. После нескольких лет поисков искателю под- сказали пойти в пещеру и найти там колодец. «Спроси колодец, в чем истина, — посоветовали ему, — и он поведает тебе об этом». Найдя колодец, искатель задал ему этот наиважнейший вопрос. Из глубины пришел ответ: «Иди к перекрестку дорог, там ты найдешь то, что ищешь». Полный надежд и ожиданий, человек побежал к перекрестку дорог и обнаружил там только три малоинтересных, на его взгляд, магазина. В одном магазине продавали кусочки металла, в другом — кусочки дере- ва, а в третьем — тонкую проволоку. Казалось, ничто и никто не имеет здесь никакого отношения к раскрытию Истины. Разочарованный, искатель вернулся к колодцу, чтобы потребовать объяснений, на что тот смог только протрубить: «Ты скоро это пой- мешь». Когда человек попытался возмутиться, все, что услышал он в ответ, было эхом собственных восклицаний. В гневе на то, что из него сделали дурака, — а именно так он подумал в тот момент, — искатель продолжил свои скитания в поисках Истины. По прошествии нескольких лет воспоминания о колодце постепенно развеялись, когда вдруг однаж- ды лунной ночью он услышал звуки ситара, привлекшие его внимание. Музыка была очаровательной и исполнялась с огромным мастерством и вдохновением. Пройдя вперед, искатель истины почувствовал притяжение к игравше- му на инструменте. Он смотрел на пальцы, танцующие по струнам, потом начал рассматривать ситар. И вдруг неожиданно его поразило приятное откровение: ситар был изготовлен из тонких проволочек (струн), кусочков металла и дерева, точно таких, какие он видел однажды в трех магазинах на перекрестке дорог, не придав им тогда никакого значения. Наконец он понял послание колодца: ничто не имеет значения, пока мы воспринимаем только отдельные фрагменты. Но как только334 ГЛАВА 8. Позитивная кризисная теория развития личности фрагменты соединятся, появится новая сущность, природу которой мы не смогли бы распознать, обращаясь к отдельным фрагментам.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Благословенны трудности, ибо ими растем» з дисципліни «Основи психології здоров'я»