ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Основи психології здоров'я

Примеры потрясений
С раннего детства в нашем бессознательном прочно запечатлевается
все, что внушали нам родители и значимые люди, особенно если эти
программы потрясали воображение, интеллект, весь наш внутренний,
психический мир. При переживании состояний потрясения наблюдается
форменная судорога сознания, после которой происходит «выравнивание
песочной поверхности», и уже после этого открывается возможность
строить новые иллюзии мира.
Пример из биографии 3. Фрейда. Как-то, когда Зигмунд был еще
маленьким, они вместе с отцом прогуливались по городу. Некий хулиган
вдруг сбил головной убор с отца мальчика и столкнул его с тротуара на
мостовую, где обычно гоняют скот. Событие это начисто разбило миф
о всемогуществе отца. После этого случая Зигмунд отчаянно пытался
объяснить поведение людей, понять их мотивацию и т. д.
Несколько потрясений описаны К. Юнгом в его биографии. Одно из
них имело место, когда Юнгу было двенадцать лет. Он вышел из школы
днем и обратил внимание на солнце, искрящееся на крыше базельского
собора. Молодой Карл задумался о красоте мира, величии церкви, ве-
личии Бога, сидящего высоко на небе на золотом троне. Внезапно он
был охвачен ужасом, и мысли его повели туда, где он чувствовал нечто
святотатственное. Несколько дней он отчаянно боролся, чтобы подавить
запретные мысли. Наконец, он позволил себе додумать, досмотреть
образ. Он увидел прекрасный собор и Бога, сидящего на троне высоко
над миром, и вдруг из-под трона полетел огромный кусок кала, упал на
крышу собора, разбил ее вдребезги и сокрушил стены собора.
Нам сейчас трудно вообразить себе пугающую силу этого видения.
Но в то время, в 1887 г., нельзя было даже иметь такие мысли и уж тем
более произносить их вслух: сама такая идея была просто немыслимой!
Тем не менее, досмотрев образ, К. Юнг почувствовал огромное облегчение
и ощутил благодать вместо ожидаемого проклятия. Он интерпретировал
свой образ как испытание, посланное Богом. С этого момента К. Юнг
сильно отдалился от благочестия отца и родственников, которые, как
известно, были лютеранскими пасторами. Он увидел множество людей,
которые сами отрезают себе путь прямого религиозного опыта, будучи294 ГЛАВА 8. Позитивная кризисная теория развития личности
намертво привязанными к букве церковных условностей, вместо того,
чтобы всерьез принять дух Божий как живую реальность.
Отчасти в результате этих внутренних переживаний К. Юнг ощу-
тил себя изолированным от других людей; иногда он чувствовал себя
невыносимо одиноким.
В 1944 г., в возрасте 69 лет, у него был сильный сердечный при-
ступ. В больнице К. Юнг пережил очередное потрясение. Он ощущал
себя летящим в пространстве над Землей. Затем он вступил на летящую
скалу, в которой был выдолблен замок. Подымаясь по ступеням к входу,
К. Юнг понял, что жизнь осталась позади, что есть лишь опыт, история
жизни. Он увидел свою жизнь как часть значительной исторической мат-
рицы, которую он не осознавал раньше. Прежде чем он вошел в замок,
перед ним возник его врач, который сказал ему, что он не имеет права
покинуть Землю в данный момент. На этом видение прекратилось.
В течение нескольких недель после этого К. Юнг постепенно
выздоравливал. Это видение приходило к нему, он испытывал особое
состояние экстаза и засыпал. После выздоровления для К. Юнга настал
высокопродуктивный творческий период, когда он написал многие из
своих наиболее значительных работ. Его видение дало ему смелость
сформулировать его наиболее оригинальные идеи. Этот опыт сущест-
венно скорректировал его мировоззрение.
Можно продолжить ряд примеров из жизни выдающихся людей.
«Когда собрат-монах, — говорил Лютер. — однажды повторил слова
символа: верую в отпущение грехов! — я увидел Священное Писание
в совершенно новом освещении, и в то же мгновение я почувствовал
себя как бы вновь родившимся. Это было, как если бы я обнаружил
перед собой широко раскрытые врата рая».
Молодой монах С. Дзэндци упал с дерева. Во время падения ощутил
весь процесс жизни, как будто просмотрел замедленную кинокартину.
С этого момента у него появилось ясное понимание истины дзэн.
Трагедия потери часто выступает условием потрясения. Это можно
увидеть на примерах кардинального изменения стиля, жанра творческих
людей после подобного переживания. Так, после потери сына художник
А. Балабанов существенно скорректировал свое мировоззрение, в связи с
чем изменил и тему своих работ — от социалистического реализма до про-
изведений «Возвращение П. Флоренского», триптиха «Наследие» и др.
Наиболее часто встречающееся условие потрясений связано с тя-
желыми и особенно с трудноизлечимыми заболеваниями. Как известно,
потрясение ведет к кардинальной переоценке ценностей, к обретению
нового смысла, что, в свою очередь, вызывает мощные внутренние сдвиги
и изменения вплоть до избавления от тяжелых недугов. Подобное слу-
чилось с Луизой Хей, которая страдала онкологическим заболеванием
Влияние жизненных кризисов на развитие л и ч н о с т и _ 295
и находилась в отчаянном состоянии. Что-то привело ее в Церковь
Религиозной науки. Посещая ее, в определенный момент она осознала,
как надо бороться со своей болезнью, и разработала целую систему само-
исцеления, которую впоследствии описала в нескольких своих книгах.
Вот как описывает свой профессиональный и личностный рост
основатель провокационной терапии Фрэнк Фаррелли. Один случай,
изменивший по сути только один фрагмент сознания, повлек за со-
бой существенные трансформации в профессиональном мировидении
ученого, практика-психотерапевта. «Случай с Рэйчел Штейн был
одним из самых значительных в моей профессиональной практике.
Анализируя его сейчас, спустя почти 15 лет, я не могу с уверенностью
сказать, извлекаю ли я сейчас особый смысл из этого опыта или же,
наоборот, придаю ему особое значение, точно ли я интерпретирую
происходившее в то время или же с возрастом и опытом придаю тому
времени большее значение, чем это было на самом деле. После долго-
го размышления я прихожу к выводу, что так все и происходило, что
именно тот случай и последующий приобретенный опыт сформировали
мое мировоззрение.
Самое главное, что я выяснил для себя, это то. что опытные, хо-
рошо подготовленные, умные и признанные "эксперты" могут ошибать-
ся, а я — неопытный, не совсем обученный и не совсем уверенный в
себе студент — мог оказаться "правым". Я также понял, что повторное
лечение и дополнительные процедуры с отдельными больными могут
повторять одинаковые ошибки и не иметь успеха. И еще я понял, что
если больной не излечивается, то не обязательно причина в нем (на-
пример, бессознательное сопротивление), дело может быть в ошибочном
подходе к лечению. Мне неожиданно открылось, что независимо от
того, как долго и насколько тяжело болен пациент, он может выле-
читься, и вылечиться полностью, если ему будут созданы эффективные
условия. Я был достаточно вознагражден, получил прекрасный подарок
на будущее — понимание того, что, если больной не поддается одному
способу лечения, необходимо вернуться к исходной точке и выбрать
другой, более приемлемый способ» (Фаррелли, 1996).
Пересмотр жизненных позиций может происходить мгновенно, как
ожидаемый на бессознательном уровне прорыв. Свидетельством этого
могут послужить следующие примеры.
«Барт Старр, который в начале 60-х годов был защитником в фут-
больной команде Green Bay Packer, вспоминал, как однажды, будучи
в центре игры, вдруг почувствовал, словно пелена спала с глаз, и он
явственно увидел защиту противника. Мне пришло в голову, что это
описание точно передает мой собственный профессиональный опыт с
больными, как будто пелена спадает, как будто кто-то включает свет,296 ГЛАВА 8. Позитивная кризисная теория развития личности
словно долго исследуемый мною клинический случай вдруг приобретает
сфокусированный объем» (Фаррелли, 1996).
У женщины, пережившей страшную трагедию в Буденновске,
журналист взял интервью. Ее ребенок оказался в заложниках в боль-
нице, захваченной бандитами. После того как все, к счастью, обошлось
благополучно и ее ребенок остался жив и невредим, на вопрос: «Что
изменилось в вашей жизни, в оценках, взглядах на жизнь?» — женщи-
на ответила: «Я не понимаю, как я могла до этого ссориться со своей
соседкой из-за того, что она повесила свое белье на мою веревку или
взяла без спроса мою кастрюлю. Это так ничтожно и мелко. Я как-то
внезапно увидела всю эту мелкую жизненную возню. Я стала ценить в
жизни то, на что никогда не обращала внимания».
Пересмотр мировоззрения может произойти и от соприкосновения
с необычной атмосферой, например человек побывал на интернацио-
нальном семинаре, где собрались люди самых разных национальностей.
В один из дней работы он вдруг осознал свою принадлежность ко всему
человечеству.
Довольно часто такого рода переживания возникают при встрече
со смертью. В этой связи Ирвин Ялом (1999) пишет: «Интеграция идеи
смерти спасает нас: она действует... как стимул к переходу в более ау-
тентичный модус существования. Она увеличивает наше удовольствие
от проживания своей жизни».
Научной иллюстрацией сказанного может служить исследование,
проведенное А. П. Попогребским, в котором изучались изменения
ценностной структуры, мировоззрения при «конфронтации со смертью»
(перенесение инфаркта миокарда). Полученные с помощью различных
методик данные свидетельствуют о том, что у лиц, перенесших ин-
фаркт, происходят определенные изменения в ценностно-смысловой
сфере, смысложизненных и мировоззренческих ориентациях. В результате
конфронтации со смертью смысл жизни подвергается определенному
пересмотру и переоценке, повышается роль рефлексии, человек переос-
мысливает свое место в жизни. В подобных ситуациях следует ожидать
актуализацию ценностей, являющихся ключевыми при поисках смысла
жизни: самотрансценденции, самоактуализации и творчества.
Нами, совместно с Е. А. Фау, было проведено исследование феномена
потрясения в различных социальных группах. В настоящее время заметно
возрос интерес разного рода специалистов к изучению кризисных (кри-
тических) ситуаций как таковых и их влияния на этиопатогенез и тече-
ние хронических неинфекционных заболеваний, развитие личности. Это
связано, в частности, с увеличением количества экстремальных ситуаций
различного характера. Типичные кризисные ситуации, такие как война,
стихийные бедствия, насильственные преступления, тяжелые болезни,
Влияние жизненных кризисов на развитие личности 297
исследуются обычно с точки зрения негативных последствий для психики
человека, оказавшегося жертвой подобных чрезвычайных обстоятельств.
(Апчел, Цыган, 1999; Амбрумова, 1986; Колесников, Колос, 1995; Laza-
rus, Folkman, 1987). Однако с точки зрения позитивных последствий для
человека они, как правило, не рассматриваются. Такой взгляд открывает
новые перспективы для изучения психических кризисов как условий,
таящих в себе потенциальные возможности для дальнейшего развития
личности, что, в свою очередь, способствует формированию превентивного
ресурса против возникновения нервно-психических и психосоматических
расстройств, а источники этого развития могут обнаруживаться даже в
самых тяжелых жизненных ситуациях. Современные исследователи ак-
центируют свое внимание на потенциалах роста, заложенных в кризисе
(Брюдаль, 1998; Карандашев, 1997; Ананьев, 1998).
Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы изучить пси-
хологические и психосоматические характеристики людей в зависимости
от исхода переживания критических (кризисных) ситуаций.
Гипотеза заключалась в предположении о том, что переживания
последствий критической ситуации могут быть различными (позитив-
ными и негативными) и зависят от адаптационно-компенсаторных
механизмов человека.
В задачи входило изучить:
1) условия, в которых возникли критические события («потрясе-
ния»);
2) отношение к ненормативным критическим событиям («потря-
сениям);
3) последствия пережитого события на когнитивном, эмоциональном
и поведенческом (регуляторном) уровнях с помощью клинических
психодиагностических методов;
4) влияние последствий пережитых «потрясений» на личностный
рост.
Объектом исследования были: больные онкологическими заболевани-
ями — 41 человек; больные с первично диагностированным туберкулезом
легких — 50; сотрудники милиции, пережившие кризисные (нестандартные
для выполнения служебных обязанностей) состояния по долгу службы и не
связанные со служебной деятельностью — 50; преступники, находящиеся
в заключении за убийство, — 20; контрольная группа — 30 человек. Всего
в исследовании принимал участие 191 человек.
Само «потрясение» рассмотрено с точки зрения того, что спровоцирова-
ло это переживание, что было уникальным в этой ситуации, что переживал
(эмоционально, физически, интеллектуально) человек в этот момент, каковы
были изменения в видении окружающего мира, в отношениях с другими
людьми и самим собой под влиянием происшедшего события.298 ГЛАВА 8. Позитивная кризисная теория развития личности
Первоначально предполагалось, что в качестве условий «потрясения»
в группе больных испытуемыми будет выделена сама постановка диа-
гноза, а в группе сотрудников милиции— те экстремальные ситуации,
которые связаны с несением службы. Однако, вопреки ожиданиям, в
группе сотрудников милиции выделенными практически во всех слу-
чаях оказались ситуации, связанные с личной жизнью, а отнюдь не со
служебными обязанностями.
В группе больных туберкулезом и онколологическими заболеваниями
картина несколько иная. Так, из 50 опрошенных больных туберкулезом 37
(74%) выделили в качестве самого сильного потрясения именно установле-
ние диагноза туберкулез; 7 человек (14%), хотя и отмечали туберкулез как
потрясение, в качестве главного выделили другое, объективно оцениваемое
как более сильное (иные субъективно более значимые диагнозы, например
сахарный диабет, смерть близкого человека); 4 человека (8%) в качестве
потрясения выделили другие события, имевшие для них субъективное
значение, но с объективной точки зрения менее значимые, что позволяет
предположить, что в данном случае имеет место включение механизма ано-
зогнозии; 2 (человека 4%) вообще отрицали факт переживания потрясения,
хотя объективно описывали ряд кризисных событий в своей жизни.
В группе больных онкологическими заболеваниями 24 человека
(59%) в качестве «потрясения» выделили постановку диагноза, 7 человек
(17%)— другие «потрясающие» события. 10 человек (24%) отрицали
какие-либо потрясения.
В группе лиц, совершивших убийство, факт совершения преступ-
ления оценили как «потрясение» только 3 человека (15%), 2 человека
(10%) выделили в качестве «потрясения» факт нахождения в тюрьме.
Остальные 15 человек (75%) в качестве «потрясающего» события вы-
деляли другие, связанные с личными переживаниями. Таким образом,
обобщив результаты, можно утверждать следующее:
1) в группе больных сам факт постановки диагноза и исходящая из
этого угроза жизни для большинства являются главным фактором
«потрясения» в их жизни. Причем чем серьезнее поставленный
диагноз, тем сильнее актуализируется механизм вытеснения,
отрицания собственных переживаний;
2) в группе сотрудников милиции, как и среди лиц, совершивших
убийство, «потрясающими» событиями жизни являются ситуации,
имеющие личный характер, а не те, что связаны с выполнением,
нередко с риском для жизни, служебных обязанностей (в случае
милиционеров), и не те, где ценностью является жизнь другого
человека (но не близких им людей) (в случае убийц).
Все изучаемые «потрясающие» события можно классифицировать
как негативные (болезнь, смерть, потери, предательство); позитивные
Влияние жизненных кризисов на развитие личности 299
(рождение ребенка, любовь, достижения) и нейтральные (смена места жи-
тельства, армия). Процентное соотношение выборов выглядит следующим
образом: в качестве «потрясения» негативные события составили — 77%;
позитивные события— 18%, нейтральные события— 5%. Таким обра-
зом, само понятие «потрясение» связано у людей в большей степени с
негативными переживаниями. Полученные данные косвенным образом
подтверждают идею роста личности через преодоление трудностей.
Наиболее часто встречаются следующие виды «потрясений»:
1. «Потрясения», связанные со страхом смерти: тяжелое заболевание,
смерть близкого человека, угроза жизни, дорожно-транспортные
происшествия, участие в боевых действиях, убийство.
2. «Потрясения», связанные с социальными изменениями: армия,
брак, уход в монастырь, поступление в учебные заведения, клубы,
тюремное заключение.
3. «Потрясения», связанные с изменением взаимоотношений: ссора
с друзьями, развод, расставание с любимым человеком, преда-
тельство близкого человека, рождение ребенка, любовь.
С точки зрения отраженных в сознании последствий переживания
состояния «потрясения» выделены следующие группы:
1. Группа людей, которые считают, что пережитое кризисное состо-
яние привело к положительным изменениям в мировоззрении,
жизненных ценностях. 93 человека (49%) отметили, что в их
мировоззрении произошли существенные изменения в лучшую
сторону. В результате происшествий «потрясающего» характера
актуализировались такие качества, как доброта, терпимость к
людям, более серьезное отношение к будущему, принятие на
себя ответственности за свою жизнь, наблюдалось расширение
круга интересов, развитие религиозности, осознание ценности
человеческой жизни, более яркое восприятие происходящего
вокруг, наслаждение жизнью, — словом, те качества, которые так
или иначе связаны с идеей личностного роста.
2. Группа людей, считающих, что имели место негативные последствия
переживания кризисного состояния. 38 человек (20%) отмечают,
что после данного события стали более осторожными, раздражи-
тельными, подозрительными и недоверчивыми, равнодушными и
жесткими по отношению к людям.
3. Группа людей, которые переживали по объективным критериям
кризисные ситуации, но последние не повлекли за собой изме-
нений в субъективной картине мира. 49 человек (26%) считают,
что, несмотря на остроту эмоционального переживания («пиковое
переживание», по А. Маслоу), оно тем не менее не повлекло за
собой изменений в восприятии и описании мира.300 ГЛАВА 8. Позитивная кризисная теория развития личности
4. Группа людей, которые считают, что в их жизни не было ни
«пиковых», ни «потрясающих», ни кризисных ситуаций, — 11 че-
ловек (5%).
Анализ событий, связанных с потрясениями, показал, что условия
трансформации личности могут быть самыми неожиданными, незапла-
нированными, непредсказуемыми, объективно незначимыми, однако
исключительно значимыми в субъективном проживании этого события
человеком.
Ряд клинических примеров, приведенных ниже, иллюстрирует ска-
занное.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Примеры потрясений» з дисципліни «Основи психології здоров'я»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Дисконтований період окупності
ФІНАНСОВА ДІЯЛЬНІСТЬ У СИСТЕМІ ФУНКЦІОНАЛЬНИХ ЗАВДАНЬ ФІНАНСОВОГО...
ВАРТІСТЬ ГРОШЕЙ
Кредитний договір — основа кредитних взаємовідносин
ПОХОДЖЕННЯ ГРОШЕЙ. РОЛЬ ДЕРЖАВИ У ТВОРЕННІ ГРОШЕЙ


Категорія: Основи психології здоров'я | Додав: koljan (18.02.2012)
Переглядів: 904 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП