Открытость выражается телом через любовь (сердце) и секс (гениталии). Всем знакомы выражения «разбитое серд- це», «я открыл ей сердце», «бессердечный», «сердце мое молчит». Вот что пишет X. Израэли (цит. по: Шутс, 1993) по этому поводу: «Похоже на то, что имеется прямая связь между чувствами любви и поддержки со стороны вашей жены и состоянием вашего сердца. Имеет значение и то, как к вам относится начальник: чем более вас ценят, тем меньше вероятность сердечного приступа». Отношение сердца и циркуляторной системы к открытости объ- яснимо, так как любовь является всепоглощающим чувством. Крове- носная система пронизывает все тело. Если сосуды сужаются, все тело испытывает недостаток питания и кислорода. Если кровь спокойно и ровно течет через свободно и легко работающее сердце, весь организм снабжается питательными веществами и получает кислород. Такие гинекологические заболевания, как вагинизм, герпес, поло- вые инфекции, появляются при наличии неосознаваемого конфликта в сфере любви и открытости, в особенности в сексуальном аспекте любви. Если у человека есть чувство вины по поводу секса, если нарушаются традиционные, религиозные принципы и конфликт не осознается, то очень вероятно возникновение болезней половых органов. В работах В. М. Ротенберга и В. В. Аршавского аргументируются психологические поведенческие факторы, участвующие в развитии сома- тических расстройств. Есть такая группа заболеваний, которая в медицине именуется «болезнями достижения», то есть пока человек находится в процессе достижения какой-либо цели, он полон сил и здоровья, но вот108 ГЛАВА 4. Этиопатогенетические концепции болезней адаптации цель достигнута, и степень риска заболевания резко возрастает. В качестве классического примера можно привести случай с человеком, который мечтал стать профессором. Долгое и упорное продвижение к цели, связанное с колоссальным количеством трудностей, увенчалось успехом. Получив должность и звание профессора, в 48 лет умирает от инфаркта миокарда. Таким образом, сам по себе знак эмоции — отрицательный или положительный — еще не является определяющим для развития болезни. Попадание в зону «мнимой смерти» не должно останавливать человека в движении к другим целям, последние необходимо готовить задолго до осуществления заветной мечты. Эксперименты показали, что сам процесс активного поиска и достижения — «верный страж» здоровья, он повышает резистентность организма и выступает в качестве важного фактора профилактики соматических заболеваний. Отказ же от поиска необходимой информации в прогнозировании своего будущего проявля- ется у индивидуума в снижении настроения, апатическом состоянии, то есть формируется тот комплекс признаков, который имеет патогенный вегетативный аккомпанемент. Косвенным доказательством сказанного могут служить результаты наших исследований, где показано, что лица, страдающие психосомати- ческими заболеваниями, во многих ситуациях используют более пассивные стратегии купирования стресса, в то время как здоровые лица предпочита- ют более активные способы преодоления психологических трудностей. Гипотетическим истолкованием процессов, возможно лежащих в основе возникновения гибельных для организма локальных проявлений стрессовых вегетативных реакций, может служить гипотеза «торжества победы» (Китаев-Смык, 1983). Согласно этой гипотезе, человек, пос- тоянно действующий, но систематически лишенный чувства «торжества победы», переживаний успешности своих действий даже при осознава- нии формального своего успеха, накапливает, «аккумулирует», не осо- знавая того, своего рода «внутриорганизменную» информацию о своей якобы неуспешности. Накопление на биологическом уровне организма информации о неуспешности данного индивида создает иллюзию бес- полезности как особи для группы популяции. Это, в свою очередь, формирует ощущение неопределенного дискомфорта, тревоги, чувства тоски, в конечном итоге — состояний, ведущих к неблагоприятным локальным вегетативным проявлениям стресса: инфаркты внутренних органов, изъязвления желудочно-кишечного тракта и т. п.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Болезни открытости» з дисципліни «Основи психології здоров'я»