Общественный потенциал (социальный аспект здоровья). Социаль- ная компетентность определяется как способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям; стремление постоянно повышать уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной компетентности; обретение чувства принадлежности ко всему человечес- тву. Совершенствующийся человек совершенствует природно-социальную среду, которая, в свою очередь, способствует совершенству человека. Социум — это условия для реализации вышеперечисленных потен- циалов личности, для развития и роста личности. Неспособность к раз- решению межличностных и межгрупповых конфликтов может послужить провоцирующим фактором асоциального и антисоциального поведения. У каждого человека должен быть выработан навык устанавливать контакт, говорить друг с другом «по-человечески», возможность доверить кому- либо свои проблемы, выслушать другого. В век компьютерного общения, Универсальность положений психологии здоровья 25 общения на уровне SMS с помощью мобильных телефонов утрачивается душевный контакт между людьми, люди сами становятся компьютерами, ибо их контакт сводится к стандартным алгоритмам и «смайликам». Через технические устройства принципиально не установить с человеком контакт, который относится к категории отношений «душа с душой в обнимку». А ведь, как известно, счастье человека в основном состоит в углублении и расширении отношений с самим собой, с другими и с миром в целом. А. Адлер считал генетически заданным только «соци- альное чувство»: стремление к физическому контакту, эмоциональной привязанности, дружескому единению. Все остальные качества человек может обрести в процессе жизни в социуме. Общение может относиться к «здоровому», если отвечает ряду требований. «Здоровое» общение между людьми может быть в случае, если партнеры честны, неформальны в общении, то есть свободны от ролевых предписаний, раскрывают свой внутренний мир, благосклонно взаимно обмениваются ресурсами (време- нем, деньгами, чувствами, информацией). Экологичность интеракций в общении определяется категорией взаимного личностного роста, обога- щением себя и других новыми идеями, принципами, ценностями. «На- против, общение обедняющее, даже если оно сопровождается утонченным чувственным или интеллектуальным удовольствием, все равно вызовет чувство опустошенности и усталости. Вот почему суррогатные формы общения, достаточно широко предлагаемые на рынке развлечений, при их чрезмерном потреблении в конечном счете приводят к личностной деградации. Это и есть одна из социально-детерминированных форм психологических загрязнений»,— замечает А. А. Калмыков (1999). К. Юнг пишет: «Индивидуация есть процесс дифференциации, имеющий своей целью развитие своеобразной личности у индивидуу- ма; так как индивидуум есть не только единичное существо, но и всем своим существованием предполагает коллективные взаимоотношения, то процесс индивидуации ведет не к изоляции, а к более сильной и широкой коллективной сплоченности» (Юнг, 1993).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общественный потенциал» з дисципліни «Основи психології здоров'я»