Объектом психологии здоровья является, с известной долей условнос- ти, «здоровая», а не «больная» личность, из чего следует, что психология здоровья видит в качестве своей задачи то, как делать небольных людей здоровыми. Как известно, еще Освальд Шварц называл улучшение в са- мочувствии уже вполне «здорового» человека психогогикой (по аналогии с педагогикой). «Немного упрощая, можно сказать, что 3. Фрейд пред- ставляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью», — призывал А. Маслоу (1997, с. 65). По мнению Фрейда, целью органической жизни ни в коем случае не может быть какое-то новое, еще никогда не достигавшееся в прошлом состояние. Наоборот, ею может быть лишь старое, исходное состояние, которое существо однажды оставило и к которому стремится окольными путями. Таким образом, целью жизни является смерть, органическое стремится вернуться к неорганическому состоянию: «Рассматриваемые в этом свете влечения к самосохранению, к власти и самоутверждению есть частные влечения, предназначенные к тому, чтобы обеспечить орга- низму собственный путь к смерти и избежать всех других возможностей возвращения к неорганическому состоянию, кроме имманентных ему». Стремление к совершенствованию, которое демонстрируют, по мнению Фрейда, некоторые люди, есть лишь процессы при образовании невро- тической фобии, которые суть не что иное, как попытка к бегству от удовлетворения влечения (Роджерс, 1994). В то же время А. Адлер рассматривал жизнь как процесс разви- тия, самосовершенствования. Жизнь — это стремление к совершенной исполненности; это великое движение ввысь: «Стремление снизу вверх неистощимо. О каких бы основаниях ни размышляли философы и пси- хологи — о самосохранении, принципе удовольствия, уравнивании, — все это не более чем отдаленные репрезентации великого движения ввысь» (Адлер, 1995).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Объект психологии здоровья» з дисципліни «Основи психології здоров'я»