Программа развития ребенка Эрик Шэпс, Центр по изучению развития, Окленд, штат Калифорния: Оценивание в школах в Северной Калифорнии, классы К-6; оценка независимыми наблюдателями, сравнение с контрольными школами. Результаты: Более ответственные Более уверенные в себе Более просоциальные и готовые помочь Лучше понимающие других людей Более тактичные и заботливые Более просоциальные стратегии разрешения межличностных проблем Более гармоничные Более демократичные Большее умение разрешать конфликты 466 Дэниел Гоулман САСМ Марк Гринберг, Проект «Ускоренный курс», Университет штата Вашингтон. Оценивался в школах Сиэтла, 1 —5-е классы; оценки выносились учителями, подобранными для сравнения контрольными учащимися из числа 1) обычных учащихся, 2) глухих учащихся, 3) учащихся, получающих специальное образование. Результаты: Улучшение социальных когнитивных навыков Улучшение эмоционального состояния, осознания и понимания Лучший самоконтроль Более удачное планирование при решении когнитивных задач Дети больше думают, прежде чем действовать Более успешное разрешение конфликтов Более позитивная атмосфера в классе Учашиеся с особыми потребностями Улучшившееся поведение в классе с точки зрения: Выносливости к фрустрации Уверенных навыков общения Ориентации на задание Навыков и умений, присущих их сверстникам Сопереживания Общительности Самоконтроля Улучшение понимания эмоционального состояния Осознание Называние эмоции Сокращение числа самоотчетов о печали и депрессии Уменьшение тревожности и ухода в себя Эмоциональный интеллект 467 Сиэтлский проект социального развития Дж. Дэвид Хокинс, Группа исследования социального развития, Университет штата Вашингтон. Оценивалась в начальных и средних школах Сиэтла по результатам независимого тестирования и объективным критериям в сравнении с не участвовавшими в программе школами. Результаты: Более позитивная привязанность к семье и школе Мальчики менее агрессивны, девочки менее склонны к самоуничижению Меньшее число временных исключений и исключений учащихся с низким уровнем успеваемости Меньше случаев приобщения к употреблению наркотиков Меньше правонарушений Более высокие баллы по результатам стандартизованных тестов для оценки достижений Йельско-нью-хейвенская программа стимулирования развития социальной компетентности Роджер Вайссберг, Университет штата Иллинойс в Чикаго. Оценивалась в средних школах Нью-Хейвена, в 5—8-х классах по результатам независимых наблюдений и отчетов учащихся и учителей в сравнении с контрольной группой. Результаты: Улучшение навыков решения проблем Большая вовлеченность в общение с равными себе Большее сдерживание побуждений 468 Дэниел Гоулллан Улучшившееся поведение Большая успешность в межличностных отношениях и большая популярность Возросшее умение справляться с трудностями Возросшее мастерство решения межличностных проблем Умение лучше справляться с тревожностью Сокращение числа случаев делинквентного поведения Развитие навыков разрешения конфликтов Программа творческого полхода к разрешению конфликтов Линда Лантьери, Национальный центр по реализации программы творческого подхода к разрешению конфликтов (инициатива организации «Педагоги за социальную ответственность»), город Нью-Йорк. Оценивалась в школах Нью-Йорка, классы К-12, по оценкам учителей до и после программы. Результаты: Меньше хулиганских действий в классе Меньше словесных оскорблений в классе Атмосфера, где проявляется большая заботливость Большая готовность к сотрудничеству Большая эмпатия Лучшие навыки общения Проект улучшения социального осознания и решения социальных проблем Морис Илайес, Университет Ратгерса. Оценивался в школах Нью-Джерси, классы К-6, по оценкам учителей, суждениям ровесников и школьным отчетам в сравнении с неучаствовавшим контингентом. Эмоциональный интеллект 469 Результаты: Большая чуткость к чувствам других людей Лучшее понимание последствий своего поведения Возросшая способность «правильно понимать» межличностные ситуации и планировать соответствующие действия Более высокая самооценка Более просоциальное поведение Сверстники обращаются к ним за помощью Лучше справились с переходом в среднюю школу Менее антиобщественное, менее вредящее им самим и вносящее беспорядок с общественной точки зрения поведение, даже при продолжении наблюдения за ними в средней школе Большее развитие способности усваивать знания Лучший самоконтроль, социальное осознание и принятие социальных решений в классе и вне класса Благодарности Моя жена, Тара Беннетт-Гоулман, психотерапевт, была моим полноправным творческим партнером в тот период, когда еще только формировался замысел этой книги. Ее чуткость к эмоциональным токам, пронизывавшим глубины наших мыслей и взаимодействий, открыла мне целый мир. В первый раз я услышал выражение «эмоциональная грамотность» от Эйлин Рокфеллер Гроувалд, которая основала и в то время была главой Института пропаганды здоровья. Именно этот случайный разговор пробудил мой интерес и положил начало научным исследованиям, которые в конечном итоге и составили содержание этой книги. Благодаря помощи Института Фетцера я располагал достаточным временем для более полного выяснения того, что означает эмоциональная грамотность, и я благодарен главе института Робу Леману за поддержку, имевшую решающее для меня значение на начальном этапе, и руководителю программы из того же института Дэвиду Слайтеру за постоянное сотрудничество. И не кто иной, как Роб Леман, уже в самом начале моих исследований убедил меня написать книгу об эмоциональной грамотности. Более всего я чувствую себя обязанным сотням исследователей, которые годами делились со мной своими открытиями и полученными данными, проанализированными и обобщенными на страницах этой книги. Я благодарен Питеру Саловею из Эмоциональный интеллект 471 Йельского университета за концепцию эмоционального интеллекта. Большой объем информации я получил, будучи причастным к текущей работе многих научных работников в сфере образования и практиков, занимающихся первичной профилактикой, которые находятся в авангарде зарождающегося движения за эмоциональную грамотность. Их практические усилия по развитию социальных и эмоциональных навыков у детей и преобразованию школ в учреждения с более человечной атмосферой служили для меня источником вдохновения. Среди них: Марк Гринберг и Дэвид Хокинс из Университета штата Вашингтон; Эрик Шепс и Кэтрин Льюис из Центра исследований развития детей в Окленде, штат Калифорния; Тим Шрай-вер из Йельского центра по изучению детей; Роджер Вайссберг из Университета штата Иллинойс в Чикаго; Морис Илайес из Института Ратгерса (Rutgers); Шелли Кеслер из Института педагогики и образования имени Годдарда в Боулдере, штат Колорадо; Чеви Мартин и Карен Стоун Маккаун из «Новой школы» в Хиллсборо, штат Калифорния; Линда Лантьери, директор Национального центра творческого разрешения конфликтов в Нью-Йорке и Кэрол А. Куше из Организации по исследованию и программам развития детей, Сиэтл. Я чувствую особую благодарность к тем, кто просмотрел и сделал замечания по разделам рукописи этой книги, в числе которых: Говард Гарднер из аспирантуры на факультете педагогики Гарвардского университета; Питер Сейлови с кафедры психологии Йельского университета; Пол Экман, директор лаборатории по изучению взаимодействий между людьми в Университете штата Калифорния в Сан-Франциско; Майкл Лер-нер, директор Центра общественного благополучия в Болина-се, штат Калифорния; Денис Прэджер, в те годы руководитель программы здравоохранения в Фонде имени Джона Д. Кэтрин Т. Макартур; Марк Герзон, директор предприятия общественного пользования, Боулдер, штат Колорадо; Мэри Шваб-Стоун, доктор медицины, Центр по изучению детей при медицинском факультете Йельского университета; Дэвид Шпигель, доктор медицины с кафедры психиатрии медицинского факультета Стэнфордского университета; Марк Гринберг, руководитель программы «Ускоренный курс» в Университете штата Вашинг- 472 Дэниел Гоулллан тон; Шошона Зубофф, Гарвардская школа бизнеса; Жозеф Леду, Центр неврологии в Нью-Йоркском университете; Ричард Дэвидсон, директор лаборатории психофизиологических исследований в Университете штата Висконсин; Пол Кауфман, «Психика и средства выражения», Пойнт-Рейес, штат Калифорния; Джессика Брэкман, Наоми Волф и особенно Фей Гоул-ман. Ценную научную консультацию мне предоставили Паж Дюбуа, ученый-специалист по Греции из Университета в Южной Калифорнии; Мэттью Капштейн, специалист в области философии этики и религии в Колумбийском университете, и Стивен Рокфеллер, биограф-интеллектуал Джона Дьюи в колледже Миддлбери. Джой Нолан собрала короткие и яркие описания эпизодов, насыщенных эмоциями; Маргарет Хау и Аннетт Спыхалла подготовили материал приложения о результатах внедрения в школах учебных курсов эмоциональной грамотности. Сэм и Сьюзан Харрис предоставили необходимое оборудование. Мои редакторы в «Нью-Йорк тайме» в течение последних десяти лет оказывали мне всяческую помощь в исследованиях, предоставляя сведения об открытиях в области эмоций, которые впервые публиковались на страницах этой газеты и послужили ценным источником информации для данной книги. Тони Бёрбенк, мой редактор в издательстве «Bantam Books», проявлял профессиональный энтузиазм и остроту восприятия, которые усиливали мою решимость и мышление.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛЬНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ» з дисципліни «Емоційний інтелект»