ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Самоактуалізація і її зв'язок інтегральною індивідуальністю

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗИ С ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ
Результаты исследования структуры самоактуализации и ее особенностей в разных возрастах и при различных уровнях
са моактуализации В общей выборке выявлена 3-х факторная структура показателей характеристик СА при свободном выделении факторов, объясняющих совместно 62,2% дисперсии (табл. 1 и прилож. 4, табл. 1).
Таблица 1
Факторное отображение структуры СА в общей выборке

Показатели Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3
Компетентность во времени .80

Внутренняя поддержка .68
.63
Ценностные ориентации
.65 .48
Гибкость поведения .82

Сензитивность к себе
.76
Спонтанность
.78
Самоуважение .48

Самопринятие .84

Представления о природе человека
.85
Синергия
.80
Принятие агрессии
.65
Контактность
.57
Познавательные потребности
.52
Креативность
.44
ДОД (доля объяснимой дисперсии),% 23.1 17.2 21.9

В первый фактор, описывающий 23,1% доли объяснимой дисперсии, вошли показатели (здесь и далее со значимыми нагрузками в порядке убывания их значений) самопринятия, гибкости поведения, компетентности во времени, поддержки, самоуважения. В соответствии с показателем, имеющим максимальный вес, фактор получил название «Самопринятие». Принятие себя вместе со своими недостатками непротиворечиво наиболее тесно связано с гибкостью поведения, временной компетентностью, а также внутренней поддержкой (автономностью), самоуважением. В работах зарубежных психологов принятие себя, доверие к себе рассматривается как условие, основа гибкости поведения, компетентного использования времени, автономности и др.
Второй фактор (ДОД=17,2 %) объединяет показатели представлений о природе человека, синергии, ценностных ориентации, познавательных потребностей. Показатели фактора регистрируют суждения человека о мире, других людях и о себе в связи с миром и другими людьми. Так, познавательные потребности как стремление к приобретению знаний об окружающем мире - это проявление интереса не только к себе, но и к миру. Синергия - способность к целостному, диалектическому восприятию мира и людей (не только себя), пониманию связанности противоположностей. Ценностные ориентации СА (бытийные ценности, по А.Маслоу - правда, добро, красота, совершенство, справедливость, цельность, уникальность, легкость, осмысленность и др.) связывают человека с другими людьми, через ценности, по Д.А.Леонтьеву, человек «переживает свою принадлежность к социальному целому» [122, с.226]. С учетом доминирования в факторе показателя представлений о природе человека, фиксирующего склонность воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры»), фактор условно обозначен «Принятие других» или «Я и Ты», где Ты - мир и другие люди. В целом фактор характеризует связь человека с миром и другими людьми (между Я и Ты), отражает позитивную и заинтересованную ценностную позицию по отношению к другому человеку, к миру в целом, и к себе как части мира (включая известную установку «Ты - о'кей» [248, 219]) и проявление этой позиции в поведении.
Третий фактор (ДОД=21,9 %) структуры СА объединяет показатели спонтанности, сензитивности к себе, принятия агрессии, поддержки, контактности, ценностных ориентации, креативности и обозначен как «Осознанная спонтанность». Присутствие в этом факторе показателя спонтанности и показателей сензитивности к себе и ценностных ориентации также с высоким весом указывает на неимпульсивный и согласованный с ценностями характер спонтанности, что отвечает представлениям разных авторов об осознанной спонтанности, регулируемой непосредственности реакций как условии СА [122, 65, 132]. Наряду с Самопринятием и Принятием других именно Спонтанность является третьим
основным компонентом структуры СА, вероятно, она - одно из условий «динамического равновесия между принятием себя и принятием других» (по Т.П.Скрипкиной [192]), что согласуется также с рассуждениями Э.Фромма о возможности построения связей с миром без потери индивидуальности только на основе спонтанности любви и творчества [213].
В данной структуре СА показатель поддержки (автономности) представлен в двух факторах - Самопринятия и Спонтанности, а показатель ценностных ориентации - в факторах Принятия других и Спонтанности, что может отражать ин-тегративные тенденции в структуре СА и особую роль данных показателей СА. Спонтанность согласована с принятием других через ценностные ориентации и с самопринятием - через внутреннюю поддержку.
Структура СА может быть представлена в виде двух основных факторов (при принудительном их выделении), объясняющих в общей выборке 52,1 % суммарной дисперсии (табл. 2 и прилож. 4, табл. 2).
Таблица 2
Факторное отображение структуры СА в общей выборке

Показатели Фактор 1 Фактор 2
Компетентность во времени .62
Внутренняя поддержка .91
Ценностные ориентации .52 .68
Гибкость поведения .71
Сензитивность к себе .45
Спонтанность .64
Самоуважение .62
Самопринятие .79
Представления о природе человека
.84
Синергия
.80
Принятие агрессии .66
Контактность .69
Познавательные потребности
.54
Креативность .47
ДОД (доля объяснимой дисперсии), % 34.0 18.1

Первый фактор (ДОД=34%) включает большинство характеристик СА и согласно ядерному показателю поддержки обозначен как «Автономность» или «Я и Я», так как содержание фактора, в целом, касается положительных установок человека относительно самого себя («Я-о'кей) и следования себе в поведении («Я соответствую себе»). Прежде всего фактор раскрывает доверие к себе как к авторитету независимо от влияния других людей, следование своим целям, убеждениям, установкам, принципам. Данный фактор объединяет в себе факторы Самопринятия и Спонтанности трехфакторной структуры СА. В связи с этим, с одной стороны, самопринятие и спонтанность могут интерпретироваться как две основные составляющие автономности (автономность - это не только принятие себя, но и спонтанность проявлений человека: чтобы выступать автономным субъектом своего поведения необходимо, прежде всего, доверять себе, принимать себя, несмотря на недостатки, а также «позволять себе быть собой в поведении, а не таким как ожидают другие или даже сам человек от себя», что А.Маслоу называл истинной спонтанностью [132, с. 144]). С другой стороны, автономность - это основа для самопринятия и спонтанности.
Второй фактор двухфакторной структуры С А (ДОД=18,1 %) идентичен по своим показателям второму фактору трехфакторной ее структуры - «Я и Ты» или «Принятие других» (веса показателей практически не отличаются). Показатель ценностных ориентации имеет значительно более высокий вес во втором факторе, чем в первом, т.е. может учитываться только во втором факторе, однако в содержательном плане важнее рассматривать показатель ценностных ориентации со значимым весом в двух факторах - «Я и Ты» и «Я и Я». Это согласуется с представлениями, что ценности связывают человека с миром, с другими людьми [122].
Итак, структура характеристик СА может быть представлена через два основных компонента: внутренней позиции человека по отношению к себе (Я и Я) и его позиции по отношению к другому человеку, к миру (Я и Ты) и проявление этих позиций в поведении, которые отражают направленность человека в процессе С А одновременно на себя и в мир. Эти данные позволяют охарактеризовать СА как феномен, для которого во взаимоотношениях человека с миром важен позитивный образ не только себя, но и другого человека, мира в целом. Данная интерпретация согласуется с общей характеристикой СА: реализация человека происходит только среди других людей, приобретает свой объективный смысл в связи с обществом [118], с важностью рассмотрения принятия и самоценности других людей в качестве условия (и даже критерия) СА [4, 29, 33,
133, 174, 178] и в качестве условия потребности в СР [4], с идеальной, психологически здоровой установкой (или позицией) человека «Я-о'кей - Ты-о'кей» [248, 219], с положениями, что через отношения Я-Ты, включающие в себя «утверждение бытия другого» (по М.Буберу) и мира (по М.М.Бахтину), «осуществляется бытие самого человека», «человек приходит к утверждению себя» [24, с. 43; 35, с. 21].
Структура СА из двух компонентов может свидетельствовать в пользу точки зрения ряда авторов о единстве процессов СА и самотрансценденции [149, 108, 245] и согласуется с пониманием СА как диалектического противоречивого единства деятельной обращенности личности и к миру, и к самой себе [162], с представлениями о динамическом равновесии и диалектическом единстве у зрелой личности доверия к себе и к миру, когда доверие к себе - условие активности личности, а доверие к миру - условие взаимодействия с ним [192]; о сосуществовании доверия к миру и к себе в единой неразрывной системе и взаимосвязи, ибо человек обращен и в мир, и в себя [240]. В целом, в связи с внутренними условиями С А оказались важны представления о взаимопроникновении и единстве мира и человека [38, 65, 93, 122].
Далее рассмотрим возрастные особенности структуры СА (табл. 3).

Факторное отображение структуры СА в выборках испытуемых молодого и зрелого возрастов
В выборке молодого возраста выявлена 4-х факторная структура характеристик СА (табл.3 и прилож. 4, табл. 3), при этом четвертый фактор не является значимым (низкая ДОД, только два показателя со значимыми весами). Три фактора совместно объясняют 58,6 % дисперсии. Распределение показателей в трех факторах, в целом, повторяется как в общей выборке, сохраняются названия факторов. Исключением является показатель познавательных потребностей, который не представлен в структуре СА в молодости. Вероятно, познавательные потребности не имеют специфического значения для процесса СР в этом возрасте (хотя, безусловно, они имеют большое значение для развития личности в молодости).
В выборке зрелого возраста выявлена 4-х факторная модель структуры СА, описывающая в сумме 74,5 % дисперсии. Три первых фактора содержательно близки к аналогичным факторам в общей выборке, с той разницей, что показатели самоуважения и контактности входят со значимыми весами, как в первый, так и в третий факторы. В целом, содержание первого и второго факторов повторяется и сохраняются их названия - «Самопринятие» и «Я и Ты» соответственно. Несколько уменьшается в зрелости значимость третьего фактора, вес показателя спонтанности здесь значительно снижается и его название согласно доминирующему показателю становится не «Осознанная спонтанность», а «Сензитивность к себе». Вероятно, роль спонтанности в общении с людьми от молодости к зрелости снижается (с учетом присутствия в этом факторе показателя контактности), а увеличивается роль чувствительности к себе. Это может объясняться накоплением жизненного опыта, в том числе в плане приспособления к культурным нормам, которые «фрустрируют способность человека к спонтанности» [134, с.298], спонтанность становится больше внутренней, чем внешней [133, с.229] и более рефлексивной [130], после кризиса «середины жизни» интенсивно развивается самоанализ, открываются новые грани своего внутреннего мира, происходит честное признание перед самим собой своих недостатков и одновременно более полное принятие себя (напр. [240, 244, 234]). Однако характеристика места спонтанности в структуре СА в зрелости на этом не ограничивается, в структуре СА в зрелом возрасте появляется новая составляющая - «Спонтанность в творчестве и познании» (4 фактор - 13,7 %), включающая показатели познавательных потребностей, креативности, спонтанности. Итак, в зрелости, в сравнении с молодостью, спонтанность проявления своих чувств имеет впервые самостоятельное значение в связи с творчеством, что положительно согласуется с накоплением к зрелости профессионального опыта, становлением мастерства [74].
Сравнительный анализ факторных структур СА при принудительном выделении трех и двух факторов в подвыборках по возрастам (прилож. 4, табл. 4, 5) более отчетливо показывает некоторые возрастные особенности структуры СА. Так, в зрелости показатель креативности имеет двойное вхождение в разные факторы структуры СА, что может говорить о связующей функции творчества по отношению к основным составляющим СА в этом возрасте (аналогично ценностным ориентациям). Действительно, через творчество человек связывает себя с миром [213,135 и др.). Особенность структуры СА в молодости (прилож. 4, табл. 5) - сравнительно слабая роль в ней сензитивности к себе (в двухфактор-ной структуре СА этот показатель не имеет значимого веса только в молодости), что соответствует возрастной закономерности снижения самоанализа от юности к молодости и повышения его в зрелости. Так, углубленный самоанализ тормозит «действие», характерное для молодости, когда главной задачей является «удержаться в мире взрослых» [134]. Только в молодости показатель самоуважения входит в фактор «Я и Ты» - вероятно, самоуважение в большей степени в молодости связано с отношением к людям, взаимодействием с ними, чем в зрелости. В остальном рассматриваемые структуры С А сходны в разных возрастах.
По возрастанию суммарной дисперсии, описываемой факторами, факторных весов большинства показателей СА можно заключить, что с возрастом структура СА становится более целостной, более сложной (по количеству двойных вхождений показателей в разные факторы). Наиболее заметно увеличение с возрастом значение ДОД фактора «Я и Ты». Таким образом, фактор «Я и Ты» больше интегрирован в целостной структуре СА в зрелости, чем в молодости. Этот факт может говорить о повышении с возрастом в процессе СА направленности на людей, доверительного, терпимого, доброжелательного отношения к ним, объясняться накоплением опыта общения и самоанализа, а также возрастными изменениями мотивации, развитием после кризиса «середины жизни» потребности служения людям [168] (об этом далее в работе говорится более подробно на основе рассмотрения связей со свойствами ИИ).
Интеркорреляции показателей характеристик СА в общей выборке испытуемых отражены в приложении 5, таблице 1. Из таблицы видно, что характеристики СА тесно связаны между собой, превалирует высокий уровень значимости связей, все связи положительные. Показатели поддержки, ценностных ориентации, самоуважения, креативности связаны со всеми другими показателями характеристик С А, вероятно, они играют в СА наиболее важную роль. Наименее тесно связаны с другими характеристиками СА показатели представлений о природе человека (6 связей) и познавательных потребностей (8), сензитивности к себе (8), аналогично данным исследования Л.Я.Гозмана и сотр. в отношении показателей представлений о природе человека (1) и познавательных потребностей (1) [50]. Однако в нашем исследовании выявлено значительно большее количество связей с этими показателями, чем в исследовании Л.Я.Гозмана и сотр., большинство из них высокого уровня значимости, что не позволяет, вопреки предположению авторов методики CAT, сомневаться, что представления о природе человека (а также синергия) входят в синдром СА в условиях нашей социокультурной системы [50]. Выдвижение предположений о различии между результатами двух исследований затруднено (не указаны характеристики выборки в одном из них [50]). При этом существенные различия в результатах касаются количества связей только с показателями представлений о природе человека, синергии, познавательных потребностей.
Результаты нашего исследования ближе к результатам дипломного исследования Н.В.Соболевой [197] на материале раннего юношеского возраста (старшеклассники, п=194), показатели сензитивности к себе (12 связей) и представлений о природе человека (9 связей) имеют несколько большее количество значимых связей в этом исследовании, чем в нашем (8 и 6 связей соответственно). Вероятно, в отношении показателя сензитивности к себе это связано с интенсивным развитием самосознания в юности, а в отношении показателя представлений о природе человека - с большей идеалистичностью и ограниченностью жизненного опыта в юношеском возрасте.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗИ С ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ» з дисципліни «Самоактуалізація і її зв'язок інтегральною індивідуальністю»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Что значит «преодолеть инерцию»
Системи передачі даних
ГОЛОВНІ РИНКОВІ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРУ
Критерії класифікації кредитних операцій
ЗМІСТ ТА МЕТА МАРКЕТИНГОВОЇ ПРОДУКТОВОЇ ТА ТЕХНОЛОГІЧНОЇ ІННОВАЦІ...


Категорія: Самоактуалізація і її зв'язок інтегральною індивідуальністю | Додав: koljan (13.02.2012)
Переглядів: 734 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП