ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Самоактуалізація і її зв'язок інтегральною індивідуальністю

Самоактуализация и теория интегральной индивидуальности
Теория ИИ В.С.Мерлина содержит значительный гуманистический потенциал в понимании человека [136]. Теории СА и ИИ, несмотря на разность методологических оснований (гуманитарная и естественнонаучная соответственно), имеют точки соприкосновения. Рассмотрим их.
2 «Профиль жизненного стиля поддержания здоровья» (Health Promotion Lifestyle Profile - HPLP), разработан Walker, Sechrist и Pender (1987), где СА пределшляег одну из 6 шкал и харгисгеригуется как чувство целенаправленности жизни, осознание себя, удовлетворенность, поиск личностного роста [260|. но нам не известны юнцептуальные основания этой методики.
В работах В.С.Мерлина намечена проблема «защиты ИИ», говорится о существовании универсального мотива в жизни человека - оставаться всегда индивидуальностью, защищать ее и становиться всё более гармоничной [136, 137]. Представления В.С.Мерлина о существовании этого мотива близки к идее
СА зарубежных гуманистических психологов. Кроме того, в теории Мерлина термин СА используется для обозначения функции ИИ как системы или универсального, атрибутивного ее свойства [136].
Аналогично идеи автономности самоактуализирующейся личности в теории СА, в теории ИИ обозначена идея автономности ИИ. Автономность ИИ обеспечивается способностью не только к отражению, но и к изменению действительности; способностью к самодетерминации, поскольку содержит в себе источники собственной активности; тем, что оказываемые на нее влияния других систем являются частными, неполными, т.к. различны для разных уровней свойств ИИ. С позиций системного подхода в теории ИИ именно многоплановые связи между различными свойствами индивидуальности отражают неповторимость внутреннего бытия человека и относительную замкнутость и автономность системы индивидуальности [45].
Теории ИИ и СА сближает общее положение о телеологической детерминации индивидуальности. Однако, если в теории СА концепция телеологической детерминации была применена ко всей индивидуальности, то в теории ИИ - наряду с каузальной детерминацией [136]. В теории ИИ с позиций системного подхода и в рамках естественно-научной парадигмы утверждаются внутренние источники (внутренние цели или программы), присущие самой системе ИИ, которые только отчасти объясняются принципом строения этой системы. В своём существовании ИИ не является жёстко детерминированной ни законами природы, ни законами общества, имеет собственную логику и законы существования (собственную «судьбу»), развивается как высшая форма движения материи, при этом содержащая нижележащие формы. Итак, приоритетные источники, детерминирующие ИИ как саморегулирующуюся и самоактуализирующуюся систему, находятся внутри самой ИИ, «имманентно присущи самой системе» [65, 68].
Телеологическая детерминация интегрирует индивидуальность человека: индивидуальность остаётся целостной, несмотря на сосуществование в себе свойств разного порядка, подчиняющихся разным закономерностям и многомногозначно связанным между собой [136]. Вопрос о сущности, источниках самих телеологических связей и соответствующего вида детерминации во многом остается открытым. В.С.Мерлин только обозначил необходимость их рассмотрения в понятиях материалистической диалектики и указал, что под телеологической детерминацией понимается «направленность на определённый полезный результат», цель [136, 137]. Интересно, что в зарубежной гуманистической психологии самость - положительное начало, направляющее жизнь человека в позитивное русло - к здоровью, удовлетворённости, выявлению возможностей, самосовершенствованию и т.д.). Л.Я.Дорфман отмечает, что телеологическая детерминация раскрывает вторую сторону ИИ (наряду с саморегуляцией) - её способность к С А. Автор ведет речь о существовании разных уровней телеологической детерминации и одним из высших ее уровней рассматривает самодетерминацию, которая предполагает особую роль самосознания в её реализации [69]. Таким образом, и в русле идей теории ИИ самодетерминация и СА оказываются связанными.
В последнее время в отечественной психологии высказываются идеи, которые могут иметь отношение к вопросу об источниках самодетерминации [1, 65, 101, 125, 159, 162, 232], в том числе это идеи о тенденциях самосознания: о внутреннем диалоге личности [20], внутреннем пространстве личности [159], системе индивидуальных значений и смыслов (основой которых является не-обозначенное знание, которое формируется в результате сознательного и бессознательного творения человека своего внутреннего мира - миротворчества) [42]. Взгляд на индивидуальную историю личности как внутреннее бытие, обладающее собственной спецификой и внутренней детерминацией, логикой, берущей начало во внутреннем мире человека, его сознании и самосознании, характерен для психотерапии [41]. Социальная детерминация и самодетерминация в отечественной психологии не противопоставляются, а рассматриваются как взаимообуславливающие и дополняющие друг друга [1,16, 4166,169].
Самодетерминация и автономность в теории ИИ понимаются как общий принцип, качество присущее любой системе ИИ, не рассматривается мера автономности и самодетерминации [1, 41]. В лаборатории В.С.Мерлина -Б.А.Вяткина активность сознания личности наиболее отчетливо раскрывается в связи с исследованиями стилей деятельности и активности [45, 46, 65, 67, 136].
М.Р.Щукин на основании исследований индивидуального стиля деятельности выдвигает положение о том, что свойства личности являются основным фактором, обеспечивающим саморегуляцию стиля деятельности: «Роль личностных свойств возрастает как в процессе возрастного становления и развития личности, так и по мере профессионального роста» [237, 238].
В последние годы в пермской психологической школе под руководством Б.А.Вяткина осуществляется изучение роли активности в структуре ИИ [83]. В теоретико-экспериментальных исследованиях обосновывается предположение, что не только индивидуальный стиль предметной деятельности или общения [136, 237], но и индивидуальный стиль различных видов активности выступают как звенья, опосредующие характер взаимосвязей разноуровневых свойств в структуре ИИ, т.е. выполняют в ней гармонизирующую, системообразующую функцию, определяя своеобразие развития ИИ каждого конкретного человека [83]. В работах А.В.Брушлинского [34], К.А.Абульхановой-Славской [1] активность интегрирует всю психологическую структуру, обеспечивает возможность по-своему структурировать жизненный путь и возможность самоосуществления.
Явления СА и активности теснейшим образом взаимосвязаны. В плане соотношения понятий С А и активности можно выделить несколько моментов. Во-первых, активность - форма, способ СР, то есть то, через что происходит СА [1, 2, 3, 63 и др.]. В работах Л.Я.Дорфмана активность близко понимается как основной способ взаимодействия ИИ с миром, при этом ИИ реализует себя как система через формы активности, которые имеют внутренние источники детерминации (самодеятельность и ментальное поведение) [65]. Феномен СР детерминирован жизненной активностью человека, стилем его жизни [62, с.27]. СР осуществляется через различные виды активности (эмоциональная, моторная, коммуникативная и др.) и деятельности.
Во-вторых, в самой психологической характеристике понятий СР и активность есть общие, совпадающие моменты. Сущность процесса СР заключается в самодетерминации [125, 162], центральное внутреннее условие процесса СА может быть обозначено как субъектность личности (см. 1.5.). Основной сущностной характеристикой активности, в свою очередь, также является ее «неизменная принадлежность субъекту» [2, 63, 114, 178 и др.]. Характеристики СА и активности имеют сходства и в более конкретном плане. Структура целостной активности, по А.И.Крупнову (мотивационно-смысловой, операционально-динамический и продуктивно-результативный компоненты) [106], соответствует аспектам СА (потребность, процесс, результат). Активность, по определению А.А.Волочкова, предстает как процесс, характеризуемый самодвижением по пути: начальный потенциал - его реализация - новый потенциал и т.д. [43], иными словами, процесс учебной активности характеризуется автором через процесс реализации потенциала. На наш взгляд, это не случайно и объясняется непосредственным соотношением понятий активность и СР.
Итак, различные виды активности - формы, способы СР. При этом в процессе СА проявляется специфическая активность, которая может быть обозначена как «субъектная активность». Субъектная активность - такая активность, при которой человек осуществляет связи с миром в большей степени в соответствии с логикой своего внутреннего мира (на основе внутренних целей), в соответствии с собой, своей индивидуальностью, своим Я, когда самодетерминация преобладает над внешней детерминацией.
Для характеристики употребляемого нами понятия «субъектная активность» используются имеющиеся в науке представления разных авторов о самодетерминации [16, 34, 65, 66, 134, 178 и др.], внутренних источниках детерминации активности человека (В.С.Мерлин, 1986; В.М.Русалов, 1991; Л.Я.Дорфман, 1993, 1997), специфической форме активности (свободе) (Д.А.Леонтьев, 1993, 2000; Е.Р.Калитеевская, 1997), о субъекте как интеграторе и высшей системной целостности всех его сложнейших и противоречивых качеств, инициаторе активности (А.В.Брушлинский, 1991; К.А.Абульханова-Славская, 1999). Так, основными признаками субъектной активности человека являются - эта активность имеет внутренние источники детерминации [65, 68], характеризуется осознанностью, опосредованностью ценностными ориентация-ми, внутренним характером регуляции (саморегуляции) [87, 120, 121]; в ходе этой активности взаимодействие человека с миром осуществляется на основе ведущей роли самодетерминации [16, 34, 65, 66, 134,178 и др.], когда человек в наиболее полной мере выступает в качестве субъекта [1, 34].
Итак, в результате анализа литературы в обобщенном плане СА может быть определена как процесс реализации индивидуальности человека, в котором проявляются синтетические ее характеристики, направленные на более полное осуществление постоянно развивающегося потенциала человека через различные виды активности, в системе которых ведущую роль играет субъектная активность, при которой человек выстраивает связи с миром в соответствии с логикой своего внутреннего мира, когда самодетерминация преобладает над внешней детерминацией.
В 1.3.3. говорилось об интеграции в характеристиках СА не только свойств личности, но и других свойств индивидуальности. В целом, связь СА и ИИ может быть рассмотрена в двух аспектах: с одной стороны, ИИ - постоянно развивающийся потенциал, который раскрывается в процессе СА, с другой стороны, в процессе СА свойства ИИ особым образом организуются, интегрируются как между собой, так и с активностью субъекта. При этом под интеграцией имеется в виду не просто сочетание разноуровневых свойств ИИ, а появление в характеристике ИИ нового качества, отбор в свойствах ИИ тех их аспектов, сторон, которые направлены на более полную СР в соответствии с логикой внутреннего мира (предполагающей гармоничное сочетание прежде всего потребностей, способностей, ценностей личности) и в соответствии с внешними условиям (в том числе, требованиям деятельности).
И.Б.Дерманова, Л.А.Коростылева рассматривают «интегральные характеристики личности» как результат процесса СР и характеризуют их как «нацеленные на достижение какого-либо полезного результата в соответствии с изменениями требований среды» [62, с.32]. Тем самым авторы, на наш взгляд, другими словами говорят о связи этих характеристик с активностью. В пользу соображения об интеграции в характеристиках СА свойств индивидуальности с активностью свидетельствует также присутствие в методике CAT суждений не только ценностного, но и поведенческого характера и шкал двух порядков: ценностных представлений человека и проявление их в поведении [50].
Когда ведется речь об интеграции в процессе С А свойств ИИ, то в том числе имеется в виду, что в ИИ есть свойства различных уровней, которые способствуют или осложняют раскрытие ее потенциала. Стоит задача выявления этих свойств индивидуальности через изучение связи характеристик СА с разноуровневыми свойствами ИИ.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Самоактуализация и теория интегральной индивидуальности» з дисципліни «Самоактуалізація і її зв'язок інтегральною індивідуальністю»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ГРОШОВО-КРЕДИТНА ПОЛІТИКА, ЇЇ ЦІЛІ ТА ІНСТРУМЕНТИ
Проектний контроль
Действие и противодействие
Визначення потреби в інвестиціях та вартості капіталу
Оцінка


Категорія: Самоактуалізація і її зв'язок інтегральною індивідуальністю | Додав: koljan (13.02.2012)
Переглядів: 889 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП