При любом виде реактивного психогенного состояния страдают интеллектуальные функции, т. к. сознание центрируется на психотравме и размышления на любую другую тему свертываются. Случаи демонстративности своей интеллектуальной несостоятельности чаще бывают у лиц с истерическим характером. Это может проявляться в виде псевдодеменции, описанной Эрнстом Кречмером [Кречмер Э., 1920]. Можно видеть три разных вида кажущегося поглупения (ква-зидебильности) у некоторых людей, когда дистресс вознику них из-за перенапрягающего социального окружения. Первый, когда защитно тормозятся почти все интеллектуальные процессы. В экстремальных ситуациях с непривычно большой ответственностью перед незнакомыми персонами у некоторых людей ненадолго возникает дистресс с частичной утратой интеллектуальных способностей. Это часто бывает с детьми, попавшими в незнакомую обстановку, оказавшимися перед чужими людьми. Подобное случается и во взрослом возрасте с людьми застенчивыми. Слабо выраженное такое состояние — всего лишь эмоциональное смущение. Человек не только заторможен, но и неуклюж, говорит невпопад, краснеет. А так как самооценка у него сохранена, он еще больше смущается и либо убегает, либо тормозится окончательно («деревенеет» или «раскисает»); дело может кончиться слезами, как своеобразной адаптивно-защитной экскреторной стрессовой реакцией (см. подробнее 3.1.4). Это нередко случается на школьных и студенческих экзаменах. В более продолжительных и неустранимых экстремальных ситуациях с несоответствием человека социальным (житейским, традиционным, деловым) требованиям у него может развиться «вынужденная дебильность». Состояние, когда тормозится и извращается дифференцированность восприятия, почти утрачивается внимание, становятся малодоступными для субъекта его запасы памяти и интеллектуальные потенциалы. При долгом, вынужденном таком состоянии человек кажется окружающим его людям (и самому себе) дурачком, придурком. Однако, оказавшись в среде, не травмирующей его, где видят, уважают и оценивают его достоинства, этот же человек обретает свои истинные интеллектуальные и духовные способности. Возвращаясь в круг людей, не признающих его и унижающих, он вновь и вновь становится «вынужденным придурком». Но бывает, что он восстает (успешно либо по-глупому), защищая свое попранное достоинство. Другой вид кажущейся глуповатости (квазисубдебильности) может наблюдаться у лиц, исключительно одаренных интеллектуально, но с диссоциацией речевых и мыслительных способностей, возникающей при дистрессе в ситуациях экстремального общения. У меня были возможности изучать таких людей. У этих умных, толковых, и во многом талантливых субъектов, когда они эмоционально и интеллектуально напряжены во время разговора, буквально «мысли опережают слова». Думая, соображая очень быстро, они в разговоре с собеседником успевают высказывать, проговаривать лишь каждое пятое, десятое слово из их мысленного монолога. Произносят они ключевые слова, и это дает возможность понимать их, но только близким им людям: друзьям, помощникам, ученикам, знающим то интеллектуальное «поле», на котором собирает интеллектуальный «урожай» сверхбыстро думающий человек. А вот случайным слушателям его речь кажется бессвязной, бестолковой, а сам он — потешным чудаком с наивным апломбом. Одним из таких изучавшихся мной людей был B.C. Черномырдин. Близкие ему люди называли его «Сократом нашего времени». Это исключительно талантливый, работоспособный и потому очень успешный человек. Осознавая свою интеллектуальную мощь, он с юмором относился к людям, видящим в нем косноязычного простака. Черномырдин сам разработал и внедрил этот образ через средства массовой информации в общественное сознание, прикрывая им свою дизлексию, особенно заметную, когда у него эмоциональный стресс. Многолетний опыт консультирования высшей административной элиты нашей страны позволил мне заметить, что, во-первых, высокопродвинувшиеся личности, несомненно, интеллектуально одарены. Во-вторых, их психологические особенности мало постижимы не только потому, что они боятся «раскрыться» перед психологами, но им незачем раскрываться даже перед близкими людьми. В-третьих, необычайные личностные особенности высшей властной элиты далеки от стандартов, норм мышления, поведения, общения, присущих обычным интеллектуалам. Потому выше приведена лишь фрагментарная характеристика человека этой элиты. Есть еще один вид кажущейся бестолковости, возникающей при стрессе. У многих людей интеллектуальное напряжение (особенно при работе за письменным столом) нарушает их речь, создавая временную атонию голосовых связок. Срабатывает выбор альтернатив, производимый организмом (центральной нервной системой), независимо от воли человека: «Творчество либо говоруна-оратора, либо щелкопера-писателя». При писательском труде голос таких людей становится глухим, срывающимся. Более того, нарушается координация движений, при ходьбе они спотыкаются, задевают предметы. Погруженные в творческий процесс, кажутся неловкими чудаками, тогда как вне писательского творчества они и ловкие, и хорошо владеющие речью.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Временная реактивная дистрессовая квазидебильность» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»